Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 января 2024 г.
Культура

На обоих берегах столетия

10 января 2024

Традиционный вечер памяти основателя национальной галереи Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова посвятил 100-летию выхода первого номера журнала «Русское искусство».

Берега реки надёжнее всего связать мостами. Через реку времени их тоже наводят – человечество этим искусством овладело давно. И при всей своей зыбкости, они, в отличие от каменных и железных, порой оказываются более прочными и долговечными. Создавая в 1923 году журнал «Русское искусство», известный редактор и издатель Соломон Абрамов мечтал собрать под одной обложкой отечественное искусство «всех видов» – от изобразительного до театра и кино – представив его читателю во всей возможной широте; причём не только русскому – издание должно было выходить на английском, немецком и французском языках.

Хрупкий росток, обещавший стать могучим деревом, не выдержал натиска суровой эпохи: вышло всего три номера. Журнал разделил участь большинства изданий того времени, посвящённых культуре и искусству. Соломон Абрамов и его единомышленники вряд ли могли предположить, что их дело в начале XXI века будет продолжено, а в числе подвижников и энтузиастов окажется и Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова.

Каждый год в декабре, в преддверии дня рождения Павла Михайловича, Фонд собирает в Третьяковской галерее всех, для кого служение русскому искусству стало делом жизни. Минувший год прошёл для журнала под знаком неразрывности цепи времён. «100 лет спустя. Продолжение следует…» – такое название получил недавний «традиционный сбор». Неудивительно, что президент Фонда Е.В. Бехтиева посвятила вечер «странным сближениям» (говоря словами А.С. Пушкина), отчётливо прослеживающимся в судьбе издания. С «Русским искусством» Елена Владимировна связана с момента возрождения журнала, на протяжении последних десяти лет является главным редактором, четверть века проработала в Третьяковской галерее. Вот один пример из ряда неожиданных схождений: в своё время Соломон Абрамов стал создателем и первым заведующим издательского отдела Третьяковской галереи. Сегодня отделом руководит Ирина Лазебникова, пришедшая в возрождённый журнал редактором. На вечере говорили и о других, на первый взгляд, «странных сближениях». Столетний юбилей первого номера получился общим праздником, объединившим редакцию журнала, его многочисленных авторов, друзей, соратников, и, конечно же, читателей.

Однако кульминацией вечера стало другое событие – вручение Премии имени П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», одной из авторитетнейших наград в области музейного дела. Церемония проводится с 2006 года, когда был учреждён Фонд, лауреаты определяются его Попечительским советом.

По традиции одна из трёх премий присуждается работникам региональных российских музеев. В 2023-м – ведущему научному сотруднику отдела выставочных программ Новгородского музея-заповедника Татьяне Владимировне Володиной. Родному музею она посвятила 45 лет, выбрав главной темой научной и практической работы творчество новгородских художников послевоенного времени. Получая награду, лауреат призналась, что это оценка не только её труда, но и работы коллег – тех, кто держит на своих плечах коллекции музеев, расположенных далеко от столицы. Для них Премия имени Третьякова имеет особую ценность.

У старейших сотрудников Третьяковской галереи верность профессии измеряется даже не десятилетиями – целой жизнью. Людмила Михайловна Смирнова пришла в Третьяковскую галерею 54 года назад: со школьной скамьи – смотрителем в залах. Высшее образование получала, не покидая стен, ставших вторым домом. В 1980 году приняла на хранение свой первый фонд в отделе графики ХХ века – плакаты «Окон РОСТа» и «Окон ТАСС»; его состояние требовало особого внимания. Впрочем, любой фонд обязывает хранителя к полной отдаче своих сил, знаний и опыта. На сегодняшний день на попечении Л.М. Смирновой два фонда – плаката и гравюры, общей численностью свыше 11 тысяч музейных предметов. «Премия имени Третьякова, – говорит она, – это награда, которой оценивается, по сути, вся моя жизнь. Мы делаем обычную музейную работу – ежедневную и незаметную постороннему глазу, и, если оценка её такова, значит – всё не зря».

Почти полвека работает в музее Екатерина Георгиевна Волкова. Начинала в восемнадцать лет с должности лаборанта, а сейчас она – художник-реставратор высшей квалификации, заместитель заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала ХХ века ГТГ. Количество картин, возвращённых ею к жизни, не поддаётся исчислению. Среди особо значимых – «Основание Петербурга» А. Венецианова, «Алёнушка» В. Васнецова, «Суд синедриона» Н. Ге, «Иван Грозный» И. Репина. Но, пожалуй, самое удивительное, что, будучи профессионалом высочайшего класса, Екатерина Георгиевна – мама 6-ых детей и бабушка 25 внуков. «Я действительно очень счастливый человек, – делится она, улыбаясь, – и дома, и на работе меня окружают любимые люди, поэтому делом всегда легко заниматься».

Третьяковские вечера по традиции подводят итоги ушедшего года и одновременно становятся порталом в год грядущий. Журнал «Русское искусство» вступает во второе столетие своей истории. Продолжение следует…


Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS