Традиционный вечер памяти основателя национальной галереи Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова посвятил 100-летию выхода первого номера журнала «Русское искусство».
Берега реки надёжнее всего связать мостами. Через реку времени их тоже наводят – человечество этим искусством овладело давно. И при всей своей зыбкости они, в отличие от каменных и железных, порой оказываются более прочными и долговечными. Создавая в 1923 году журнал «Русское искусство», известный редактор и издатель Соломон Абрамов мечтал собрать под одной обложкой отечественное искусство «всех видов» – от изобразительного до театра и кино, представив его читателю во всей возможной широте, причём не только русскому – издание должно было выходить на английском, немецком и французском языках.
Хрупкий росток, обещавший стать могучим деревом, не выдержал натиска суровой эпохи: вышло всего три номера. Журнал разделил участь большинства изданий того времени, посвящённых культуре и искусству. Соломон Абрамов и его единомышленники вряд ли могли предположить, что их дело в начале XXI века будет продолжено, а в числе подвижников и энтузиастов окажется и Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова.
Каждый год в декабре, в преддверии дня рождения Павла Михайловича, фонд собирает в Третьяковской галерее всех, для кого служение русскому искусству стало делом жизни. Минувший год прошёл для журнала под знаком неразрывности цепи времён. «100 лет спустя. Продолжение следует…» – такое название получил недавний «традиционный сбор». Неудивительно, что президент фонда Е.В. Бехтиева посвятила вечер «странным сближениям» (говоря словами А.С. Пушкина), отчётливо прослеживающимся в судьбе издания. С «Русским искусством» Елена Владимировна связана с момента возрождения журнала, на протяжении последних десяти лет является главным редактором, четверть века проработала в Третьяковской галерее. Вот один пример из ряда неожиданных схождений: в своё время Соломон Абрамов стал создателем и первым заведующим издательским отделом Третьяковской галереи. Сегодня отделом руководит Ирина Лазебникова, пришедшая в возрождённый журнал редактором. На вечере говорили и о других на первый взгляд «странных сближениях». Столетний юбилей первого номера получился общим праздником, объединившим редакцию журнала, его многочисленных авторов, друзей, соратников и, конечно же, читателей.
Однако кульминацией вечера стало другое событие – вручение премии имени П.М. Третьякова «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству», одной из авторитетнейших наград в области музейного дела. Церемония проводится с 2006 года, когда был учреждён фонд, лауреаты определяются его попечительским советом.
По традиции одна из трёх премий присуждается работникам региональных российских музеев. В 2023-м – ведущему научному сотруднику отдела выставочных программ Новгородского музея-заповедника Татьяне Владимировне Володиной. Родному музею она посвятила 45 лет, выбрав главной темой научной и практической работы творчество новгородских художников послевоенного времени. Получая награду, лауреат призналась, что это оценка не только её труда, но и работы коллег – тех, кто держит на своих плечах коллекции музеев, расположенных далеко от столицы. Для них премия имени Третьякова имеет особую ценность.
У старейших сотрудников Третьяковской галереи верность профессии измеряется даже не десятилетиями – целой жизнью. Людмила Михайловна Смирнова пришла в Третьяковскую галерею 54 года назад: со школьной скамьи – смотрителем в залах. Высшее образование получала, не покидая стен, ставших вторым домом. В 1980 году приняла на хранение свой первый фонд в отделе графики ХХ века – плакаты «Окон РОСТа» и «Окон ТАСС»; его состояние требовало особого внимания. Впрочем, любой фонд обязывает хранителя к полной отдаче своих сил, знаний и опыта. На сегодняшний день на по¬печении Л.М. Смирновой два фонда – плаката и гравюры, общей численностью свыше 11 тысяч музейных предметов. «Премия имени Третьякова, – говорит она, – это награда, которой оценивается, по сути, вся моя жизнь. Мы делаем обычную музейную работу – ежедневную и незаметную постороннему глазу, и, если оценка её такова, значит – всё не зря».
Почти полвека работает в музее Екатерина Георгиевна Волкова. Начинала в восемнадцать лет с должности лаборанта, а сейчас она художник-реставратор высшей квалификации, заместитель заведующего отделом реставрации масляной живописи XVIII – начала ХХ века ГТГ. Количество картин, возвращённых ею к жизни, не поддаётся исчислению. Среди особо значимых «Основание Петербурга» А. Венецианова, «Алёнушка» В. Васнецова, «Суд синедриона» Н. Ге, «Иван Грозный» И. Репина. Но, пожалуй, самое удивительное, что, будучи профессионалом высочайшего класса, Екатерина Георгиевна – мама 6 детей и бабушка 25 внуков. «Я действительно очень счастливый человек, – делится она, улыбаясь, – и дома, и на работе меня окружают любимые люди, поэтому делом всегда легко заниматься».
Третьяковские вечера по традиции подводят итоги ушедшего года и одновременно становятся порталом в год грядущий. Журнал «Русское искусство» вступил во второе столетие своей истории. Продолжение следует…