В первые дни зимы президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов. Субъекты Федерации утвердили свои главные финансовые документы примерно на неделю раньше. В частности, Мосгордума окончательно одобрила городской бюджет в конце ноября, поддержав поправки от депутатов и депутатских объединений КПРФ, «Единая Россия», «Моя Москва».
Столичный бюджет полностью сохранил свою социальную направленность, а финансирование многих направлений увеличено. Так, более чем на четверть возрастут расходы на образование. Его нынешнее состояние, а также усилия городских властей по его развитию специально для «ЛГ» оценила депутат ГД, член Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Ирина Белых.
– Ирина Викторовна, вы в прошлом преподаватель математики, заместитель директора школы – как говорится, есть с чем сравнивать. На ваш взгляд, средства, заложенные в бюджет (415 млрд рублей на 2020 год), достаточны для развития системы московского образования?
– Никогда не бывает денег достаточно, всегда хочется чуть больше. Как ни планируй, порой требуется что-то добавить. Образование – направление, развитие которого невозможно и не нужно останавливать. Появляются новые веяния, новые профессии, новые возможности для обучения, и они должны в бюджете отражаться в полной мере. Мы говорим о комфортной среде как внутри школы, так и вне её. Поэтому, в частности, в рамках программы «Мой район» в префектурах заложены средства на благоустройство школьных территорий. Эти возможности должны быть на площадках города в сфере культуры, дополнительного образования, спорта, здравоохранения, потому что они закладывают надёжную базу всему. Когда есть условия – у человека появляется возможность выбора, как применить себя. Тогда наши дети получают для себя своего рода жизненный вектор полезности. Вот он важен. Если мы не будем предоставлять им возможностей развиваться, то будем топтаться на месте. Помощь города состоит в том, чтобы правильно сбалансировать направляемые средства и обязательно контролировать, как они используются. А цель одна – здоровые и умные дети.
– Нередко приходится слышать о том, что реформа системы образования не удалась, количество школ сократилось. Разделяете такую точку зрения?
– Наверное, проводимой в Москве оптимизацией кто-то больше доволен, кто-то меньше. Но, извините, тезис о том, что доступность образования ухудшилась, что число школ сократилось, действительности категорически не соответствует. Уменьшилось количество юридических лиц, стал меньше административный аппарат – это позволяет экономить средства. Мы не потеряли ни одной школы. Десять лет назад учебные процессы шли в 1599 зданиях школ, сегодня их – 1860. С 2018 года построено 89 новых зданий школ, из них в дополнение к имеющимся – 80 зданий. Это позволило создать около 50 000 новых мест.
Зарплата московских учителей сейчас самая высокая в стране, в два раза больше, чем в Санкт-Петербурге, и в три раза выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу России. У московских учителей большие возможности для саморазвития, но и требования к ним высоки! Необходимо соответствовать. Московский учитель сегодня – статусная профессия.
– Интеграция детских садов и школ в единый комплекс оказалась удачным шагом?
– Она обеспечила преемственность между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Детям стало комфортнее переходить из дошкольных групп к школьному обучению, а для московских семей это максимально упростило процедуру записи в первые классы.
– Согласно бюджету финансирование системы образования Москвы выросло на 25 процентов по сравнению с 2018 годом. На какие статьи идут дополнительные средства?
– Повышается финансирование на школьника, оно увеличивается до 175 тысяч, а это дополнительные 15 млрд рублей. Для чего это сделано? Необходимо усовершенствование, укрепление материально-технической базы каждой школы, каждой образовательной организации. Кроме того, выделяется 17 миллиардов на развитие нового проекта – «Старшая школа». Это же важно – у учащихся появляется возможность для ранней профориентации. Кстати, благодаря тем изменениям, которые произошли в московском образовании, начиная с 2011 года все дети могут получить в своих учебных заведениях не менее трёх профилей обучения. В 2010 году подобная возможность была только у одного процента московских школ.
Вообще, качественный рост московского образования заметен. Возьмём такой показатель, как сдача ЕГЭ. Доля ребят, сдавших Единый государственный экзамен на отлично, выросла с 11 процентов почти до 50. В пять раз увеличилось число школ, подготовивших победителей и призёров олимпиад, выросла доля москвичей, поступающих в технические и медицинские вузы. Москва создаёт новые образовательные платформы, которые являются не только для столицы, но и для всей страны основой перехода к цифровой экономике. Если президент России ставит задачу быть в первом десятке сильнейших школ мира, то Москва не может не войти в тройку лидеров, чтобы подтвердить свой высочайший статус.
– Не могу не спросить о таком проекте, как «Московская электронная школа».
– Настоящее достижение, которое уже освоено всей Россией. Для учеников это ресурс, с помощью которого они пользуются новыми цифровыми технологиями. «МЭШ» даёт им возможность учиться по-новому, она максимально соответствует новой современной среде обитания молодого поколения. Для родителей это, кроме электронного дневника, ещё и возможность общения с педагогами, а также вопрос безопасности. Электронный журнал ежедневно просматривает почти полмиллиона родителей. Существованию такого сервиса можно только позавидовать. Представьте: раньше человек нередко просто не успевал дойти до школы, посетить классное собрание, а теперь полмиллиона родителей с помощью «МЭШ» смотрят, думают, говорят на одном языке со своими детьми. Это огромный шаг вперёд. А для учителей – реальное сокращение непрофильной нагрузки и бумажной работы.
– Бытует мнение, что в столице практически сошли на нет бесплатные кружки по интересам. Это так?
– Тезис, тоже не соответствующий действительности. В Москве создана уникальная система дополнительного образования. Широчайший спектр обучения по интересам с бесплатными и платными кружками. Сейчас более 120 тысяч кружков и секций для детей в школах, колледжах, вузах, музеях, театрах, парках. В них занимаются более миллиона детей.
– Предусмотрено ли увеличение расходов на дошкольное образование?
– Да. Школы в 2020 году дополнительно получат на это более 6 миллиардов рублей. Москва постоянно работает в данном направлении. Сейчас в дошкольном секторе обучаются более 70 тысяч детей возрастом от полутора до трёх лет. Это число увеличилось в два раза по сравнению с 2010 годом. Очень важно, что строятся новые дошкольные учреждения. И планируется дальнейшее развитие с учётом того, что детское население растёт. Очереди в детские сады кое-где ещё существуют, однако дефицит мест постепенно сходит на нет. Возраст приёма детей в дошкольные учреждения снизился до 2 лет 4 месяцев. Кроме того, городом принята специальная программа, по которой малоимущие мамочки, желающие выйти на работу, имеют возможность устроить детей в сад с полутора лет.
Собственно, что такое внимание к сфере образования? Это материальные ресурсы, кадровые ресурсы. Это пространство города, открытое для использования абсолютно каждого направления с точки зрения профессионального образования, профориентации, возможностей развития детей. На недавнем городском педагогическом совете мэр Москвы Сергей Собянин говорил о невозможности рассматривать вопросы образования в отрыве от вопросов детского здравоохранения. Эта область сейчас под пристальным наблюдением, вопросы финансирования этих направлений точно так же решаются.
Лично мне московский бюджет напоминает очень грамотный бюджет семьи, в котором во главу угла ставится именно образование и здоровье детей. Я сама из такой семьи. Это наше будущее. Поэтому я глубоко убеждена, что нет такого понятия, как «большое количество средств» в бюджете на образование. Есть «достаточное», и есть «то, что ещё хотелось бы». На мой взгляд, сейчас в бюджете заложены средства, необходимые для решения самых насущных вопросов.
Беседу вёл
Сергей Колпакчи