Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

На одной доске с банно-прачечным комбинатом

01 января 2007

СИТУАЦИЯ

На днях в Союзе театральных деятелей России собрались представители столичной Мельпомены, чтобы обсудить, как им жить дальше и что они могут нового внести в Концепцию развития театральной культуры до 2020 года, принятую на высшем уровне.

По жанру это напоминало дискуссионный клуб, который решил открыть в СТД его председатель Александр Калягин, немало заинтересованный в продвижении театральной реформы, поскольку у него тоже есть свой коллектив «Et Cetera», куда недавно пришёл главным режиссёром Роберт Стуруа и начал репетировать. Но речь не о нём и не о тех, кто бежит впереди прогресса и считает репертуарные театры устаревшими для рыночной системы. Речь шла как раз об этих коллективах и кто главный в них – директор или худрук? Как избежать конфликтов в труппах и поможет ли в этом всеобщая контрактная система, не имеющая никаких социальных гарантий, а также до каких пор департаменты по культуре будут изгонять руководителей театров, не советуясь с общественностью?

Кстати, новый глава московского департамента по культуре Сергей Капков присутствовал на стихийном вече, но пока с него «взятки гладки». Поскольку не он расторгал контракт с худруком Театра имени Станиславского Александром Галибиным и назначал на его место Валерия Беляковича; не он одобрял заговор против Любимова в Театре на Таганке и возлагал большие надежды на лидера обиженных Валерия Золотухина, всем своим творчеством обязанного Юрию Петровичу. И уж, конечно, не он тасовал директоров ведущих театров, ничего не объясняя, а только ставя перед фактом. Теперь Капкову предстоит продолжить дела своих предшественников: материально поддерживать 88 столичных театров, договариваться с рекламным бюро по поводу увеличения театральных афиш на улицах, доплачивать к каждому билету в рамках социальной программы по 5 тысяч рублей, а также продвигать идею открытых сцен, которых в Москве всего-то две. Одна – это центр Мейерхольда, куда надо записываться за год, и аренда столь велика, что выгоднее договориться с любым театром во время его выходных. Вторая площадка находится в бывшем подвале Анатолия Васильева, который после снятия экс-мэра Лужкова (с ним у режиссёра произошёл известный всем конфликт) вернулся в Москву, и ему пообещали отдать это помещение для творческой лаборатории. Так что начинающим режиссёрам пока рассчитывать не на что. Ведь не каждый маститый худрук пустит к себе новичка, пока у нас таких двое: Олег Табаков и Алексей Бородин, чтобы рисковать кассой, наполнение которой стало главным аргументом успешного существования театра, приравненного к обслуживающему учреждению. То есть театр поставили на одну доску с банно-прачечным комбинатом, где главное – обслужить клиента, а не дать ему духовную пищу.

Вот так и бывает, когда культурой начинают заниматься финансовые структуры, а министр культуры дипломатично уходит от ответа, поскольку он зависим от того же Министерства финансов, давшего в прошлом году на развитие 700 театров в России 88 миллиардов рублей. Много это или мало? Посудите сами: если артисты в провинции в среднем получают 15–20 тысяч рублей, а труппа состоит из 30 человек и на самое скромное оформление уходит 400 тысяч рублей, не говоря о столичных коллективах, где актёрские ставки в два раза выше, прибавьте к этому привилегированные академические театры, то сумма получается немалая.

Так что же выходит: театральная культура убыточна? Конечно! И это ни для кого не секрет. Тогда зачем держать столько нахлебников? Ради того, чтобы Россия по-прежнему считалась театральной державой, а репертуарные театры – национальным достоянием? Всё это очень красиво звучит и укрепляет авторитет в собственных глазах, только сама структура репертуарных театров давно устарела, да и сами театры, что греха таить, вот уж двадцать лет, как отделились от государства. Прежний гражданский театр перестроился в совершенно другую сторону – на потребу вкусов продажного рынка. Почему же тогда государству надо субсидировать его? Не пора ли заняться сортировкой?

Ни один из руководителей театров по вопросу вивисекции стационарных коллективов со мной не согласится и будет прав. Он приведёт массу доводов в защиту репертуарных театров как главной кузницы актёрских кадров, поставляющих исполнителей для телевизионных сериалов и насколько возможно сопротивляющихся мейнстриму пошлости, заполняющей те же телеэкраны. Не говоря о том, что ни актёры, ни режиссёры в России социально не защищены, это вам не Франция и даже не Италия. Спрашивается: а кто у нас защищён? Неслучайно профессор ГИТИСа Геннадий Дадамян с пеной у рта доказывал, что без социальных гарантий и своего профсоюза нельзя начинать реформы.

Но ведь они уже идут… Правда, пока на добровольных началах артисты соглашаются на контракты и то, когда им это выгодно, а через год-два руководители театров из-за экономии средств вынуждены будут сокращать штаты, как это уже делается в других отраслях, и тогда никто пикнуть не посмеет. Практика также доказывает, в тех же провинциальных театрах, что на первое место вышли менеджеры – директора, как в кино продюсеры. Хотим мы того или нет, но если художественный руководитель не обладает менеджерскими способностями, как Олег Павлович Табаков в МХТ, театру не устоять, или это должен быть крепкий тандем худрука и директора, как в Ленкоме. Поэтому, сколько бы режиссёры ни возмущались своим бесправием, сколько бы ни говорили о ротации худруков в репертуарных театрах, очень много зависит, кто руководит культурой и на каком она месте стоит в приоритетах государственной системы.

Так что поспорили в СТД на славу, выпустили пар… И, можно сказать, всё бы ушло в свисток, если бы Александр Калягин не предложил ведущим режиссёрам пройти с ним в одно место и посмотреть, насколько оно пригодно для экспериментов молодых постановщиков. Ведь насколько известно: эксперимент – это поиск границ познания.

Любовь ЛЕБЕДИНА

Обсудить в группе Telegram

Любовь Лебедина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS