Есть ли предел для достижений художника? Возраст, когда можно «собирать камни»? И да, и нет… В этом году народный художник Беларуси Гавриил ВАЩЕНКО отмечает 80-летие, но творческие итоги подводить не спешит. Каждая новая работа для него – открытие неизведанного мира, радоваться которому и переживать за который он не устаёт.
Гавриил Ващенко никогда не пишет работы просто с натуры. Но всегда и всюду карандашом или кистью помечает увиденное, а потом эти впечатления становятся основой картины. Создавая новое произведение, художник идёт от темы, а не от документальной зарисовки. Не случайно Гавриил Харитонович любит вспоминать формулу физиолога Павлова: когда в голове появляется идея – глаза начинают видеть факты.
Его монументальные росписи в Светлогорске, в Минске в Доме учителя, витражи в Красном костёле стали хрестоматийными. Эти работы – часть нашей эпохи. Они впечатляют не столько масштабностью и развёрнутостью композиции, сколько взвешенностью мыслей, глубиной раскрытия темы, отсутствием надуманности. Монументализм Гавриила Ващенко – в его целостности, художественной и человеческой.
Было время, когда художнику были необходимы гражданская смелость и художественная искренность, чтобы осуществить многие творческие замыслы. Вспоминается монументальное панно «Просветители», украшающее минский Дом учителя. Эта работа – одно из крупнейших в Беларуси произведений в технике энкаустики, корни которой восходят к Древнему Египту. Но главное – не технология исполнения, а то, что в «Просветителях» показана история белорусской культуры через личности крупнейших белорусских гуманистов XVI–XVII веков Франциска Скорины, Сымона Будного, Симеона Полоцкого. А рядом с ними – деятели культуры нашего времени: Максим Богданович, Ефим Карский, Янка Купала, Якуб Колас и многие другие. В их руках фолианты, свитки, книги… Чем-то это напоминает знаменитый христианский сюжет, любимый древними мастерами, когда волхвы, увидевшие звезду над Вифлеемом, несут дары к ногам Божьего сына. Посередине композиции «Просветителей» выделен круг света, в котором две фигуры – женщины-учителя и мальчика-ученика. Извечный библейский сюжет Матери и Сына. Матери Беларуси и её преданного сына. Интересно, что художник так глубоко осмыслил национальную идею ещё в 1976 году…
Особого внимания заслуживают витражи Ващенко для Дома кино в Минске. И сегодня, через четверть столетия после создания, витрины украшают здание, переданное католической церкви, и смотрятся так, словно изначально были созданы для этого костёла.
Но не менее значимыми для белорусского искусства являются живописные работы Гавриила Ващенко. Картина «Баллада о мужестве» поднимает тему партизанского движения в Беларуси. Художник одним из первых отказался от описательного натурализма и театрализации при показе событий Великой Отечественной войны. «Баллада о мужестве» – это рассказ о единстве людей и окружающей природы. О стойкости белорусов, которых охраняет сама родная земля. Это ощущается и в картинах «Моё Полесье», «Нефтяники Полесья», «Грюнвальдская битва», «Материнские крылья», «Сентябрьские туманы», «Первый снег», в портретах деятелей культуры Владимира Короткевича и Василя Быкова. С особой болью художник рассказал о чернобыльской трагедии…
«Мои работы так или иначе связаны с жизненными реалиями, – говорит Гавриил Ващенко. – Я всегда писал много этюдов, делал зарисовки. Но, когда возникает конкретный замысел картины, как правило, пленэрными зарисовками я не пользуюсь. Мои наблюдения, впечатления – только толчок для развития темы. Картина может очень далеко отойти от того, что было исходной точкой для её создания. Она должна быть построена композиционно точно, пластика и цвет подчинены заданной тематике. Это уже не импровизация, а интеллектуальная работа.
Помню, когда впервые попал на Полесье после чернобыльской катастрофы, меня впечатлил лес. Он был необычного коричневого цвета, словно выжженный невидимым огнём. Мои тогдашние впечатления стали позже основой для создания картины «Чернобыльский реквием». Но в работе я не просто передавал свои эмоции, а выстраивал ситуацию, размышлял. Прошло некоторое время, о последствиях чернобыльской трагедии мы узнали намного больше, уже стали строиться онкологические центры, выявляться массовые тяжёлые заболевания щитовидной железы у детей и взрослых. Из всего этого и вырос реквием. Как и каждый художник, я не просто ставлю вопрос, я его обостряю. Но не даю ответ. Искусство вообще редко делает однозначные выводы, иначе оно превратилось бы в риторику. И если ты сомневаешься, что будешь понят зрителем, не стоит заниматься искусством. Если ты художник – ты в первую очередь общественный деятель».
При создании картины для Гавриила Ващенко важно не только раскрыть тему, а найти её убедительный пластический образ. Так, в «Балладе о мужестве» это сделано через взгляд художника с высоты птичьего полёта и в то же время с земли вверх на верхушки деревьев. Кроны словно замыкаются и прячут людей, их ритм уводит в глубину полотна, откуда на зрителя нескончаемым потоком идут партизаны. Движение вперёд и назад – принцип построения композиции работы. Пространство развивается вглубь, в сокращённую перспективу. Такое нетрадиционное ассоциативное решение было отмечено в Москве, где в 1975 году белорусский художник был награждён серебряной медалью имени Грекова. Это было очень почётно, если вспомнить, что в том же году золотую медаль получил Михаил Аникушин за мемориал, посвящённый героическим защитникам Ленинграда. Влияние художественных новаций Гавриила Ващенко было таким мощным, что скоро в советском искусстве появилось огромное количество замкнутых и разомкнутых композиций.
Белорусскому мастеру есть чем гордиться: 12 его работ закупила Третьяковская галерея, 15 – Международная конфедерация творческих союзов, 20 – Министерство культуры СССР. А в издательстве «Советский художник» в 1980 году вышел альбом Гавриила Ващенко, автором которого была известный искусствовед Ольга Воронова и который начинал новую серию «Мастера советского искусства».
Родной край для каждого художника – не только место, где прошло детство, тут рождаются его художественные образы, сюжеты, краски, мелодии, которых хватает на всю жизнь. И для Гавриила Ващенко Полесье – не просто «малая родина». В своих работах он всегда избегал этнографичности, искусственных сцен из колхозной жизни. Его Полесье звучит мощным гимном человеку и природе. Художник говорит об отличительности, избранности этой земли. Говорит с волнением, гордостью, душевной теплотой, восхищением, искренней любовью и беспокойством за судьбу края, где удивительная природа, тёплые и открытые человеческие отношения. Аисты, эти замечательно красивые белые птицы, стали в картинах Ващенко символом Полесья.
Когда я спросила художника, не обидно ли ему, что многие позже подхватили и развили его находку, его пластическую идею, он ответил: «Меня радует, что я нашёл такой убедительный образ, который понравился и другим творцам. Конечно, бывает и несколько обидно, когда понимаешь, что большинство твоих коллег уже забыли, кто предлагал новое пластическое решение. Но ведь когда-то и на конкурсе, где оценивалось лучшее исполнение под Чарли Чаплина, сам знаменитый актёр занял только пятнадцатое место… Когда я написал цикл, посвящённый Полесью, мне было приятно, что многие мои коллеги поехали рисовать эти прекрасные места. Я горжусь, что открыл для нашего искусства Полесье. На самом деле, можно объехать множество стран, но, кроме репортажей, так ничего и не сделать. А можно, сидя в одной деревне, показать проблемы всего мира. Потому что семья – микрокосмос. И это определение не зависит от того, где ты живешь – в Чикаловичах на Полесье или в Риме, Лондоне, Нью-Йорке. Проблемы любви и ненависти всегда одни и те же. И когда художник способен их увидеть, рассказать, проанализировать, они становится ясными и близкими для каждого человека».
Монументальные и живописные работы Гавриила Ващенко – классика белорусского искусства. Его произведения воплотили целую эпоху – с её идеалистическими устремлениями и болезненными разочарованиями, сложными общественными изменениями и человеческими трагедиями. И сегодня художник каждый день приходит в мастерскую. Пишет иносказательные, аллегорические, условно-мифологические образы, в основу которых положен философский смысл, аналитическое восприятие действительности, создание обобщённой и символической картины. Может быть, поэтому, глядя на картины Ващенко, хочется вернуться к истокам архаических понятий света, добра, чистоты, к корням нашей духовности.