Роман Игоря Англера «Операция «Ди-строфик» – это одновременно и криминальный роман, и беллетризованное расследование, основанное на материалах Скотленд-Ярда под кодовым названием «Операция Педжет».
– Игорь, совсем недавно увидел свет ваш роман о принцессе Диане. И так совпало, что роман вышел к 25-летию со дня её смерти. Откуда вообще возникла идея написать книгу о принцессе Диане?
– Совпадение с печальным юбилеем, конечно, случайное. Основной отличительной чертой моего первого криминально-приключенческого романа «Слышащий сердце» является исторический контекст, судьба героев на изломе эпохи – в данном случае развал СССР, бакинская резня, русский исход. Закончив эту книгу, я принялся искать подобные сюжеты, которые могли показать реальную судьбу человека, оказавшегося, так сказать, на пути времени. Например, Джон Кеннеди, Улоф Пальме…
Среди таких персонажей оказалась и принцесса Уэльская. Но её история на поверхности, благодаря СМИ и множеству книг представлялась слишком бытовой. Пока я не наткнулся в интернете на королевском сайте на информацию о расследовании Скотленд-Ярдом обстоятельств гибели Дианы. Чтение материалов «Операции Педжет» превратилось в увлекательный детектив, в котором не было ничего от глянцевых версий трагедии.
И я решил поделиться с читателями своими мыслями.
– Для создания романа была проведена колоссальная архивная и переводческая работа. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста. Какие основные трудности возникали в процессе написания текста?
– В архивы Виндзоров Елизавета Вторая и принц Филипп меня, естественно, не пустили бы. Сам Скотленд-Ярд не смог проломить стену молчания английских и американских спецслужб. Поэтому я не просил оформить мне читательский билет в королевскую библиотеку. Но тем не менее прочитал многое о жизни Дианы Спенсер и представителей английской правящей династии.
Очередной адюльтер принцессы показался мне слабым мотивом для королевской мести, какой бы она ни задумывалась. Другое дело, зачем принцессе Уэльской мог понадобиться младший аль-Файед. Поэтому перед написанием романа пришлось вернуться и к детству Дианы, и к развитию её отношений с принцем Чарльзом и самой королевой.
Традиционные семейные ценности и наивные взгляды Дианы на роль принцессы, будущей королевы-матери, вдребезги разбились о стены Виндзорского замка. Неприятие Дианой соперницы – казалось бы, что здесь такого? – на супружеском ложе, споры с Елизаветой Второй о том, как следует воспитывать Гарри и Уильяма, – обычное дело между невесткой и свекровью, отторжение Дианы королевским окружением, несмотря на её куда более знатное происхождение, провал многих попыток найти своё место в политическом истеблишменте привели в середине девяностых к громкому разводу и скандальной битве за королевский титул и надлежащее содержание.
Вот тут очень кстати оказалась биография Жаклин Кеннеди в тот её период замужества за Онассисом, когда американская элита не простила ей измены даже давно убитому президенту США. Статус жертвы выглядел очень привлекательно. Но и расходы на «войну Уэльсов» предстояли огромные. Тратить собственное содержание, пусть и в четыре миллиона фунтов в год, было неразумно. Вероятно, поэтому на любовном радаре появился Доди аль-Файед.
Но всё это пока лишь сбор фактов, улик, анализ обстоятельств для того, чтобы выстроить собственную оригинальную версию. А вообще, возможно ли написать что-то новое о принцессе Уэльской и о деле, которое известно всем до малейших деталей? В этом заключался самый главный вызов.
Другой проблемой был выбор положительного героя. Сама Диана скончалась. В живых остались одни злодеи. Пришлось искать выход с помощью литературных приёмов и облагородить сэра Джона Стивенса, бывшего главу английской полиции. В романе я дал ему шанс переосмыслить своё отношение к расследованию и роли королевского двора в деле Дианы Спенсер. Он им воспользовался и… погиб – теперь уже приличным человеком.
Отбор основных персонажей для романа был неимоверно сложной задачей. Практически каждый эпизод в «Операции Педжет» давал сильного кандидата на главную роль, не говоря уже про роли второго плана. Многим пришлось отказать в участии в «съёмках» моего романа. Таких жертв и неиспользованных материалов достаточно ещё на пяток приличных детективов с совершенно самостоятельными и очень занимательными сюжетами, пусть развязка и будет одной и той же: удар о тринадцатую колонну в тоннеле Альма.
– «Операция «Ди-строфик» написана на стыке жанров: детектива, приключенческого романа и документалистики. Подобное смешение жанров возникло органично или же вы намеренно решили написать такого рода текст?
– Есть такой синтетический жанр – политический детектив, когда в основу произведения кладутся реальные документы.
В этом конкретном случае мне показалось, что авторское постфактум расследование гибели Дианы может превратиться в скучное чтение материалов уголовного дела. Поэтому нужно было привносить актуальный сегодня детективный элемент. И всё равно, масса документов грозила затормозить динамику развития сюжета. Поэтому пришлось применить приключенческие и даже авантюрные приёмы. Судя по первым отзывам читателей в интернете, мне удалось написать удобно и быстро читаемый роман.
– У меня сложилось впечатление, что вы относитесь к леди Ди не только с искренней авторской симпатией, но и даже испытываете своеобразную нежность. Что лично для вас значит образ этой удивительной женщины? И не только в историческом контексте, а и в житейском, человеческом?
– Принцесса Уэльская противоречивая фигура, впрочем, как и любой из нас. Лично мне она симпатична своей попыткой придать старой монархии более человеческие черты, воспитывая наследников в общепринятом традиционном, нежели в элитарном стиле, оторванном от традиционной семьи и изолированном от большей части общества. Мне кажется, что она могла бы стать выдающейся королевой-матерью, которая задала бы совершенно новый тренд в развитии английской правящей династии. К сожалению, ей это не удалось, а мы никогда не узнаем, идёт ли леди Ди корона с «Кохинуром».
Кстати, хочу отметить её искреннее человеческое участие, выходившее за рамки официального протокола, и способность к состраданию, часто доходившему до самопожертвования. Но эти качества затмевались фальшивым блеском глянцевых журналов, хотя и эксплуатировались многими.
– Роман, как мне кажется, особенно актуален в сегодняшней ситуации, когда на Западе царит оголтелая русофобия, даже не прикрытая элементарными правилами приличия. Запад, без сомнения, умеет прагматично и последовательно ненавидеть и мстить, даже нанося разрушение самому себе. А вот умеет ли он любить и быть подлинным союзником?
– Запад – привлекательное, но обманчивое понятие, как мираж. Только под британской короной более пятидесяти якобы независимых государств, прикрывающихся лозунгом «Содружество наций». Прибавьте к ним абсолютно утратившие суверенитет страны Евросоюза под гегемонией Германии, которая сама по себе марионетка англосаксов по плану Маршалла. В итоге получаем известную конструкцию «метрополия – колония». Для чего все эти союзы создавались? Для того чтобы не воевать, но завоёвывать ресурсы – природные и человеческие, а ничего другого на Земле нет. Всё остальное придумали поэты, прозаики, композиторы и художники.
Поэтому современная русофобия – это одно из многочисленных проявлений западного колониализма, который никуда не исчезал. Возможно ли дружить с колонизаторами? Можно или подчиниться и жить на дотации ЕС, как многие страны, или заключить с позиции силы пакт о ненападении на очередные пятьдесят лет. «Выбор всегда за нами», – думает народ, а решает элита.
– Какой вам видится Россия будущего, например, Россия конца XXI – начала XXII века? В политическом, экономическом, социальном, культурном плане? Понимаю, что вы не писатель-фантаст, но пофантазировать-то можно...
– Я последователь реализма и не питаю никаких иллюзий ни в отношении прошлого, ни в отношении настоящего, тем более будущего. Россия ликвидировала опасность очередного «крестового похода», защищая при этом гуманистические ценности. Теперь предстоит обеспечить условия мира с Востоком, чтобы он не стал для нас новым «монголо-татарским игом». В общем, в ближайшие пять–десять лет сама концепция международной кооперации будет подвержена кардинальному пересмотру именно с точки зрения обеспечения национального суверенитета. Запад же, не являясь самодостаточным (без колоний) образованием, будет вынужден искать пути сотрудничества с нами уже на наших условиях. Уверен, что Тоскана тоскует по русским.
У России всегда была роль в мировом порядке. Конец же XXI – начало XXII века видится временем трансформации Африки. Вот где будут происходить процессы глобального значения.
Нам же, возможно, стоит отдохнуть от сдвигания тектонических плит и заняться собой. Покомфортнее обустроить провинцию, чтобы можно было выезжать за МКАД, посостоятельнее сделать население, чтобы можно было кое-что завещать наследникам, поднадстроить внутреннюю политику, чтобы страна выглядела привлекательно не только для китайских туристов.
– У вас ведь есть и юмористические книги. И вот теперь этот роман – в основе своей глубоко трагический. Трудно ли было переключиться с одного регистра на другой?
– Честно говоря, я соскучился по юмористическим рассказам. Продолжаю собирать сюжеты для нового сборника. Но писать одновременно роман и рассказы действительно не получается.
– Каким вам видится сегодняшний литпроцесс в целом? Удовлетворены ли вы качеством современной русской литературы? Что сами читаете?
– Мне нравится современная возможность самореализации писателя с точки зрения издания его трудов. Самиздат перестал быть чем-то маргинальным. А вот если говорить о хлебе насущном, то писательство остаётся подвижничеством. То же самое можно сказать о толстых журналах.
Качество современной русской литературы? Не могу и не хочу выступать критиком. Давайте лучше посмотрим, кто из ныне пишущих станет классиком и что из их произведений войдёт в ЕГЭ по литературе. Тогда и поговорим.
Я потихоньку собираю библиотеку юмора, в которую помимо общепризнанных шедевров попали мемуары известных юмористов, актёров и режиссёров. Очень познавательно открывать для себя подзабытых или неизвестных писателей, таких как Тэффи или Николай Лейкин. Его книга «Под южными небесами», по моему мнению, положила начало жанру травелога. Из последних прочитанных книг: Валерий Попов «Любовь эпохи ковида», Кира Грозная «Невеста Иуды», Илья Бояшов «Морос, или Путешествие к озеру» и Питер Мейл «Прованс навсегда».
Беседу вела
Олеся Сотникова
«ЛГ»-досье
Игорь Англер родился в 1964 году в Омске. Окончил Ленинградский ордена «Знак Почёта» радиополитехникум и юридический факультет ЛГУ. Автор иронических рассказов, миниатюр, романов. Публиковался в альманахах Российского СП, сборнике «Дорогие мои старики», в журналах «Москва», «Невский альманах», «Аврора». Изданы сборники рассказов «Хроники весёлой пекарни» (озвучены в аудиоформате), «Раздолбаи успеха» и «Авантюристы» (озвучены в аудиоформате), криминальный роман «Слышащий сердце». Член СП РФ и Российского CП. В 2022 году вышел роман о принцессе Диане «Операция «Ди-строфик».