Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 января 2019 г.
  4. № 4 (6676) (30.01.2019)
Литература Библиосфера

На прекрасной голубой Неве

29 января 2019

Наталья Гранцева.
Воздух Петербурга.
– СПб.: Журнал «Нева», 2018.
– 96 с.

Существуют четыре давние и весьма понятные, но, однако, ныне мало востребованные поэтами и исследователями стихии: земля, вода, огонь, воздух. Воздух Петербурга – это особая песнь. И новая книга стихов Натальи Гранцевой посвящена именно ему. Каков он? Свежий, влажный, знакомый? Нет, не только!

Он «Европейский, выстраданный, детский, / Полудатский, с привкусом слюды, / Воздух Петербурга полушведский – Взвесь азота, камня и воды» – так начинается сборник. А в конце стихотворения воздух Петербурга освещён новыми метафорами: «Он парит, как дух инопланетный, / Как сирень, невидим и как царь. / Воздух Петербурга самоцветный – / Времени незримый календарь». Завершается же книга стихов уверенными мажорными нотами: «Речь ручная, музыка речная, / Скал сосновых царственный ампир, / Счастье – жить, о будущем не зная, / Пить небес азотовый сапфир».

В «промежутке» между двумя стихами автору удалось воплотить в символике воздуха самые разнообразные чувства, но воплотить по-новому, интересно и поучительно. О да, здесь немало известных и неизвестных имён: Ломоносов, Блок, конечно же, Пушкин, но здесь же Мелифисента (злодейка из мультфильма), Клаудерман, Цветона: «Жизнь – Цветона с чудом в рукаве / На прекрасном голубом Дунае, / На прекрасной голубой Неве»)… Автор не просто упоминает того или иного героя эпохи, он высвечивает как раз то, что мы не знали или не замечали.

Стихотворение «Восемнадцатый век – заповедник идей…» написано, как воспето, но воспето с болью: «Восемнадцатый век, ты забыт, как старик, / Девятнадцатым веком убийств и интриг. // Сдан в архивную пыль ты, как в дом престарелых, / Твой мундир обветшал, старомоден язык». Наталья Гранцева знает, о чём пишет, – о справедливости, о том, что XVIII век столько дал отечественной литературе и истории, что нам должно быть стыдно его не знать, не учитывать.

Удивительное стихотворение «Из-под храма огромного, башен, химер…» посвящено Медному всаднику, но при этом не говорится, что это за скульптура: «Чужестранец в чугунном лавровом венке, / он летит на закат в исполинском прыжке. // Над веками вздымаясь, как чёрный пластид, / Венценосным путём от востока летит, // Оседлав скакуна на гранитной волне, / Повернувшись спиной к покорённой стране». Медный всадник – в воздухе.

В книге стихов три части: «Белая сирень», «Кристалл разума» и «Алмазная манна». «Июнь, гроза, восстанье воздуха, / полнеба в плазменных разломах…» – начало стихотворения «Гроза». А в середине: «Держись, родная территория, / седьмая часть безвидной суши. // Не примеряй конец истории, / не плачь, не пей, не бей баклуши». Стихотворение «Ломоносов» написано… от первого лица, то есть от имени самого Ломоносова, а далее следует ода, да-да, ода «Потёмкин»: «Бог-миротворец олимпийский, / Атлет и интеллектуал, // Он договором Кайнарджийским / Свободу Крыму даровал. <…> Он все преграды одолел, / Факир казны, наместник царский, // В шампанской бухте Ахтиярской / Быть Севастополю велел!».

Книга стихов – это именно книга, которая нас учит прошлому, но это и стихи, которые восхищают ещё и своими частными находками. За счёт многочисленных перифраз, за счёт употребления имён собственных, за счёт однородных членов пространство книги увеличивается, вбирая в себя множество оттенков и смыслов. Здесь есть новые рифмы и нечастые в стихах размеры. К концу книги стихотворение снова про воздух, но воздух, уже вобравший, воплотивший всё многообразие свершившегося и происходящего: «Здравствуй, воздух великий, Протей атмосфер, / Гесиод синеглазый, беззвучный Гомер. // Здравствуй, воздух империи, Янус-заря, / Расцветающий май, листопад октября. // Здравствуй, воздух-раздумье и воздух-бунтарь, / Аромат реставрации, детства букварь. …Ты божественных замыслов хамелеон / В палимпсесте имён многослойных времён. // И твой воздух сиреневый, рыбный, немой / Напоён исторической тьмой».

Современная поэзия способна дать новое видение всему, что, казалось бы, уже воплощено в поэтическом мире, но фиксация и интерпретация того же Петербурга могут стать неожиданно новыми, отвечающими внутреннему поиску людей, перешагнувших эпоху. И вслед за Натальей Гранцевой мы повторяем: «Какое счастье – встретить гения / В толпе пустыни безымян-ной / И вдруг вдохнуть стихотворение, / Как облако с алмазной манной».

Вера Харченко

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS