Уже в 35 й раз столица Урала принимает фестиваль документального кино «Россия». В этом году конкурсная программа получилась крайне занимательной: порадовали и новички-дебютанты, и уже признанные мастера своего дела.
Главный приз достался картине «Я иду домой», повествующей о добровольце, принимающем участие в боях за печально известный Артёмовск. Семьи главного героя война коснулась ещё в далёком 2014 году, когда погибли его родной отец и сыновья. Лента представляет собой качественную хронику боевых действий, где художественная кинематографичность соседствует с эффектом ручной камеры. Тёмные полуразрушенные помещения, мрачные городские пейзажи и детальные планы лиц очевидцев – всё это, вне всяких сомнений, производит неизгладимое впечатление во время просмотра.
Награда за лучший полнометражный фильм конкурса ушла ленте под названием «Против ветра». Это поэтичное, красивое и довольно медитативное кино о борьбе женщины по имени Гульфира против засухи и превращения Ногайской степи в пустыню. Интересно, что в некотором смысле это перекликается и с самими коренными ногайцами, чья численность с годами сокращается.
Но проблемы экологии заботят не только жителей Дагестана, но и, к примеру, Сергея Кечимова, «зелёного» активиста из ХМАО, ведущего свой видеоблог. Он является главным лицом первой новеллы ленты «Народный герой» – новой работы известного документалиста Владимира Головнёва. В прошлом году в Екатеринбурге он показывал в чём-то похожий фильм-антологию «Опытным путём». Новая картина представляет собой альманах о блогерах из числа представителей коренных народов, которые проявили себя после проведения интернета в отдалённые районы страны. «Народный герой» получил приз за лучшую операторскую работу.
Лучшим коротким метром конкурса 2024 года была признана лента «Вверх тормашками» дебютантки из Белоруссии Екатерины Ксенц. Главная героиня картины десятилетняя Ангелина рассуждает о тщетности бытия и смысле жизни, сидя на детской площадке. А вот награду за лучший дебютный фильм получила «История одной мечты», рассказывающая о жизни Ислама Халилова – подростка, который выводил людей из «Крокуса...» во время чудовищного террористического акта. Оказывается, в гардероб злополучного концертного зала он устроился, дабы подзаработать и отправить родителей в хадж (паломничество в Мекку). Это, в общем-то, ему удалось: за спасение людей его семья получила от государства сертификат на поездку в мусульманскую святыню.
Среди других дебютов, которые также хочется выделить, отмечу «В поисках смысла» Рушанны Мансфельд. Главная героиня, устав от суеты мегаполиса и иллюзорной свободы выбора, бежит в Арктику, где собирается провести четыре дня. Перед возвращением в столицу она и её съёмочная команда попадают в снежный плен. Сидя в машине в ожидании спасателей, главная героиня вспоминает истории четырёх людей, что встретились ей за эти дни. Особенно трогательной получилась новелла про Яну из Снежногорска.
Эмоциональным и довольно интересным с концептуальной точки зрения получился дебют и Дарьи Фещенко – «До дому». В форме прочтения вслух личного дневника, а затем монолога фильм рассказывает о жизни девушки из города Ясиноватая (ДНР). При этом самой героини в кадре нет, но удачно подобранный относительно содержания визуальный ряд рисует портрет девушки, а заодно и находящийся вблизи боевых действий населённый пункт ничуть не хуже.
Известные режиссёры также привезли свои фильмы в Екатеринбург. В частности, Константин Смилга представил свою новую работу, посвящённую Алексею Балабанову и отмеченную призом зрительских симпатий. Дмитрий Завильгельский, год назад представивший здесь своего «Хранителя», вновь показал картину о человеке, занимающемся сохранением артефактов прошлого. В этот раз героем его ленты («Старое радио») стал музыкант Юрий Метёлкин, который занимается оцифровкой старинных фонограмм и архивов.
Ну и какой же фестиваль документального кино без фильмов о животных! Дебютировавшая год назад в Екатеринбурге со «Зрительной полосой» Лилия Дмитрик опять обращается к лошадям в картине «Чувствуй». История о слепом жеребёнке получилась трогательной, но, увы, не такой увлекательной, как её предыдущая работа о разведении диких лошадей в Оренбургском заповеднике. Автор нашумевшего дока «Рейв внутри» о диджее в кризисе также в этом году представил второй по счёту фильм. «Сделайте красиво» – это видеофиксация социального эксперимента о привлечении работников ЖКХ к высокой культуре выставок и музеев. Как по мне, одна из самых искренних и живых картин конкурса.
Хорошо, что в России есть режиссёры, которые не боятся экспериментировать с привычным форматом, заимствовать приёмы из игрового кино, перенимать опыт зарубежных коллег, притом оставаясь верными себе и своей миссии – достоверному изображению реальности. Главным образом воодушевляет разнообразие сюжетов, которые встречаются на просторах нашей необъятной.