Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 августа 2025 г.
Литература

На развалинах Города Детства

Андрей Гродзинский

22 августа 2025

1

                     Исламу Абдуганиевичу

Проблема в том, что никуда

теперь не хочется идти,

окроме страшного суда,

но до него ещё брести


не год, не два, не десять лет.

Ташкент, тебя уж не спасти

от самозванцев и штиблет:

туземцам ввек не дорасти


до Зульфии и Навои,

до их газелей и поэм.

Ему не сложат рубаи —

падёт, неузнанный никем,


мой город детства, отчий край,

где некогда центральный сквер

напоминал собою рай,

скрывая гурий и гетер.


2

                                                            Турды Фараги

Что сталось с тобою, о первый проезд Нукус?

Чиновник кромсает на свой деревенский вкус


дома, устоявшие в год шестьдесят шестой,

дворы, огороды, где мы отмечали той,


где мирно играли в разбойников и футбол

и пили из крана; где русский, узбек, хохол


на старом топчане вкушали ташкентский плов

среди малахитовой зелени и цветов.


Чиновник пропустит то мимо своих ушей.

Одно у него на уме: как прогнать взашей


седую старуху, что в год пятьдесят второй

заехала в дом и срывает ему застрой.


Она пред иконами молится: «Иисус,

спаси от застройщика первый проезд Нукус!»


А он под шумок предлагает принять закон:

«Того, кто бранит Ренессанс — закатать в бетон…»


3

                          Александру Илларионовичу

Яблоня, черешня и инжир —

умер тот, кто вас оберегал:

осенью и летом поливал,

подрезая ветки по весне.


Ни цветка, ни почки, ни плодов.

Плевел и разруха у руля.

Раздружились муравей и тля.

Грызуны и птицы на коне.


Белых роз не слышен аромат.

Горной мяте не благоухать.

Пчёлам боле негде собирать

дикий мёд в бестравной стороне.


Солнце жжёт смородиновый куст,

и малина высохла давно.

В зале заколочено окно:

сад наш, как погост, уныл и пуст.


4

                                          Карлу Генриховичу

Шекспировскому «Быть или не быть?»

не место в потребительской корзине,

заполненной желаньем обладать

всем тем, что нам подсунула реклама

под видом «неотъемлемых» частей

эпохи мимикрий и чистогана:

глагол «иметь» зачёркивает «быть»

и мерит ум аршином капитала.

С союзом «или» шутки плохи: Фромм

его спускает с поводка, как гончих,

и травит байку, принуждая нас,

не разобравшись толком, выбрать лагерь

сторонников ничтожного «иметь»

или отдать имущество и голос

за право на свободу кем-то «быть».

Распутаем клубочек парадокса?


5

                                      Эриху Нафталиевичу

Иметь и быть — вот формула успеха.

А если ни копейки за душой,

ты сам в себе не видишь человека.

И кто его заметит под паршой?

Ты сам кузнец и счастий, и несчастий.

На созерцание не проживёшь!

Счёт в банке оградит от соучастий.

С процентами впросак не попадёшь!

Развитие духовного начала

спокон прерогатива меньшинства,

а ограниченность и процветала,

и будет процветать у большинства.

Извилиста тропа для любомудра,

пряма тропинка лишь для индюка.

Философа утешит йога-сутра.

Ничем не образумить дурака.


6

                 Иосифу Александровичу

Ветер подметает переулки.

Пыль латает вогнутость дорог,

вынимая из немой шкатулки

букву, как бессмертия залог.

Косточки ложатся на бумагу,

обрастая мясом под пером:

рукопись подобна саркофагу

под увеличительным стеклом.

Город — отражение порока.

Улицы — обители грехов.

Площади — подмостки для пророка

и отдушина для бедняков.

Дом — обложенное кирпичами

кладбище духовной нищеты,

где своими наглыми речами

люди души рвут на лоскуты.


7

                                   Бхартрихари

Было ли что-то, помимо книги,

идеи, задумки, черновика?

Чем я богат, окромя туники,

баранки и фигового листка?


Деньги — податели впечатлений.

Наличные — средство, не самоцель:

снадобье от соприкосновений

с назойливым стрекотом пустомель.


«Мы проводили беспечно время,

а время, беспечных нас, провело» —

так меня учит индиец*, в темя

вонзая ведическое сверло.


Было ли что-то, помимо мнений,

бумаги, огрызка карандаша?

Было ли что, окромя сомнений,

видения, вымысла, муляжа?

________________

*Бхартрихари. Из «Ста стихотворений об отрешенности».


8

          Нине Васильевне

Её косу

и брови смоляные,

её слезу,

поившую платок,

её ладонь

и пальцы-запятые

унёс огонь

в небесный уголок.


Она была,

и я тому свидетель.

Она жила,

и я тому вещдок.

Её посыл

«Творите добродетель»

по мере сил

мотаю на усок.


9

                                   Ad se ipsum

Опыт расставляет по местам

беглые заметки в дневнике,

и рисует, как по номерам,

полную картину на песке,

где мазки-песчинки — это дни,

совокупность грусти и утех.

Ты их от себя-то не гони,

но спроси у этих или тех

кем ты был хоть девять лет назад,

что от них осталося в тебе,

сколько столкновений и осад

выдержал, не изменив себе.

Много было пролито чернил.

Столько утекло с тех пор воды,

что, подчас, и потрясённый Нил

разольётся от моей страды.


10

                                      Читателю

Время не лечит и не спускает

нам ничего с осквернённых рук:

старая кровушка подсыхает,

свежая белит берёзов сук.

Сей переулок не канет в Лету:

увековечен в миру стихом,

он, не в пример моему скелету,

въедет на вечный Парнас верхом.

Феб его примет и расцелует.

Бравый Пегас разнесёт молву.

Храбрый издатель опубликует.

Я же Элизиум обживу.

Алчный чиновник сойдёт к Шайтану,

взятку предложит за пропуск в рай;

дьявол откажет: не по карману

грешной душе Елисейский край.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смертельные для отечества порезы

    22.08.2025
  • Лечу на рожон!

    22.08.2025
  • ЛГ-рейтинг

    22.08.2025
  • Люди и людоеды

    21.08.2025
  • Белый вертолёт

    21.08.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Книга Выставка Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Классики Эпоха и лица Музейное дело
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS