В Государственной филармонии Костромской области открылся Органный зал
Голландский органист Йорун де Хан, давший серию концертов по случаю этого события, прослезился, когда смотрел, как дети, пришедшие на первый в Костроме концерт органной музыки, фотографировали орган и не желали уходить, всё рассматривали его как какое-то чудо. Много лет в древнем русском городе ждали появления столь величественного инструмента, и вот благодаря поддержке администрации области состоялись первые органные концерты. И где – в совершенно новом Камерном зале с мозаичными узорами окон в псевдоготическом стиле, современной подсветкой, изящной мебелью. Зал невелик – на 120 человек, но очень располагает именно к классике, которая, несомненно, требует не только гармоничного восприятия, но и достойного преподношения. Филармония в Костроме вообще в прекрасном состоянии, едва ли не лучшая в северной части Центральной России.
Инструмент был построен в Голландии в 1960 году, затем уже в наши дни его реконструировали специально для Костромы. Директор фабрики органов Питер ван Рант прибыл в древний русский город для окончательной отладки своего детища и тоже был очень растроган на концерте, увидев восторженные лица публики. Орган невелик – 646 труб, 11 регистров, 2 мануала, но имеет приятный звук со множеством тембровых оттенков. Особенностью именно этого инструмента является то, что органист располагается не спиной, а боком к залу.
Довелось поприсутствовать также на вечернем концерте-премьере для взрослых и получить настоящее слушательское удовольствие. Старая органная музыка – как она всё-таки прекрасна! (Часто ли вспоминаем мы об этом, часто ли слушаем её?) Сразу отметилась оригинальность программы: наряду с классикой (прозвучали знаменитая хоральная прелюдия ми-бемоль мажор Баха «Восстаньте, зовёт нас Голос», Андантино Франка, Вторая органная соната Мендельсона. Йорун де Хан сыграл не столь известные, но оригинальные сочинения композиторов XVIII–XIX веков – Шёгрена, Ринка, Кельнера, прелюдия до-мажор которого, немного напоминающая сонаты Д. Скарлатти, замечательна!
Просветительское начало концерта было подчёркнуто великолепным рассказом ведущей – музыковеда Надежды Смирновой. За последние двадцать лет не приходилось слышать ничего подобного по такту, стилю преподношения и подбору акцентов в рассказе: чудо какое-то!
Директор филармонии Елена Санжаревская рассказала, что для проведения органных концертов первое время будут приглашаться исполнители из Москвы и зарубежья, но уже со следующего сезона в Костроме будет организован специальный абонемент органной музыки с постоянным исполнителем.
Эту акцию культуры трудно переоценить. Ведь орган – самый популярный инструмент у молодёжи среди инструментов прошлых веков. Именно шедевры органной музыки открыли дорогу в мир классики миллионам людей. Уже на первый органный концерт спрос у студентов Костромского университета – одного из культурнейших в стране, где регулярно проводится получивший известность Всероссийский фестиваль музыкальных факультетов вузов России, – был велик до такой степени, что придётся организовывать несколько органных вечеров специально для студентов.
Органная музыка – старая добрая не просто классика, а европейская классика. Конечно, в древней Костроме свято чтут традиции в первую очередь русской музыки: здешний камерный хор под управлением А. Мелькова проводит концерты музыки Г. Свиридова, известный в России и Европе университетский женский хор «Глория» прекрасно поёт русские духовные сочинения. Здесь каждый год проводится фестиваль «Жаровские певческие ассамблеи», посвящённый творчеству выдающегося земляка – создателя знаменитого казачьего хора русского зарубежья, уроженца города Макарьева Костромской губернии С.А. Жарова. Но при этом не менее важно и обращение к фундаменту музыки, искусству учительницы мира – Западной Европы. К тому священному базису, который нужно знать и помнить каждому, в том числе и на родине Снегурочки, в Берендеевом царстве.