А театр сейчас, как и положено, в просторечии часто называют театром Исрафилова Рифката Вакиловича, именем творческого лидера, его возглавляющего. Только так и положено в театре, который нормально, хорошо развивается. Но уж новый величественный облик недавно отреставрированного и как бы заново возродившегося здания – это бенефис директора. С просторным роскошным вестибюлем, с люстрой «от Сваровски». «Знаете сколько стоила!?» – спрашивает меня директор. Чисто здесь, как на корабле, где адмиралы в белых перчатках проверяют порядок. Вот уж кто умеет считать деньги, так это Павел Леонидович. И помнит свои цифры наизусть: 70% наполняемости зрительного зала планируем, 76 получается. А уж сколько даёт область на постановочные расходы, не говорит, скрывает, зато сколько театр должен ещё найти и заработать, помнит всегда. Привыкли тратить экономно, считать каждую копейку. И чтобы цены на билеты, даже премьерные, не превышали пятисот рублей. Как всегда в России, выходят из положения за счёт фантазии, изобретательности, труда и... таланта.
В «Зорях здесь тихих» – «настоящие» берёзки на сцене, потом и крест берёзовый в центре у художника Тана Еникеева, на которых погибают распятые войной девочки. Вместе с распевной мелодией «Во поле берёзка стояла» эти деревца становятся образом России и на равных соревнуются со знаменитым грузовиком Давида Боровского в знаменитом спектакле на Таганке. В Оренбурге спектакль идёт уже 8 лет, выдержал более ста представлений с аншлагами, его видели 37 тысяч зрителей. Живая память о войне, смотрят и плачут на нём уже нынешние молодые, войны не знавшие. А главное, герои и героини у них такие доподлинные, настоящие – до дрожи. Вроде бы и не актрисы, а девочки, лишь на два часа пришедшие из 40-х к своим так и не родившимся внукам. И потрясающая девичья чистота – столичным красоткам такое не сыграть. Вот они танцуют вальс в белых хлопковых рубашках, такие тогда носили. Не стесняясь, выбегают из бани, дразнят старшину Васкова (артист Александр Фёдоров) голыми коленками, но их кокетство безгрешно и целомудренно. Они юны и прелестны, все, даже поимённо называть не хочется, коллективный портрет довоенного поколения. Про них и их судьбу театр сумел рассказать сегодняшним языком искусства, это – очевидно удавшийся современный спектакль. Конечно, здесь нет настоящих боёв с немцами. То ли солдаты в масхалатах, то ли болотная нечисть засасывает, убивает девочек. Не балет, не пантомима: пластика, свет, музыка соединяются в образ смерти, войны. И противостояния, и победы духа над смертью. Не правдоподобие – образ. Впечатляющая правда о советских молодых и горькой победе.
Тут чудес не бывает: режиссёра-помощника Александра Фёдорова Исрафилов вырастил себе сам. Потом актёра послали на режиссёрский курс Л. Хейфеца в Щукинском училище, девочки-актрисы – тоже ученицы Исрафилова, он их учит в местном институте искусств им. Ростроповичей. Так и сохраняется театр. И развивается. И удивляет. Конечно же, прежде всего потому, что возглавляет его режиссёр-мастер, художественный руководитель, каких вовсе-то немного осталось теперь на Руси. Строитель, Созидатель, Лидер. Молодые не торопятся нынче брать на себя ответственность «за всё про всё», они чаще разовики, термин знаковый. Сокурсник Анатолия Васильева, Морозова и Райхельгауза, прямой ученик Марии Осиповны Кнебель и Алексея Андреевича Попова, Исрафилов – хозяин своего дела не по должности, а по сути. Он воспитывает коллектив, строит афишу. Он безоговорочный творческий авторитет, и самым лучшим директором его не заменить. Да это просто разные профессии.
Рядом с шекспировским «Ричардом III», «Великодушным рогоносцем» Кроммелинка, с «Бесталанной» Карпенко-Карого мастер находит время и для начинающего писателя. Потому что понимает, как важна сегодня современная пьеса для тех, кто приходит в театр. Он ставит не простую житейскую историю, а философскую притчу.
Рифкат Исрафилов говорит, что не любит в спектаклях фотографического правдоподобия, считает, что это скучно, неинтересно. Он любит ставить притчи, мифы, сказки для взрослых. «Очень простая история» М. Ладо – пьеса широко по стране идущая, тоже из их числа, где причудливо пересекаются миры людей и животных. А вместе с ними добро и зло. Повод для озорной весёлой игры и для мудрых размышлений. Притча о любви, где, кажется, режиссёр и актёры А. Лещенко, В. Бухаров, 3. Карпович, Н. Панова, М. Губанова, А. Демченко, А. Костин, А. Шамсутдинова, а значит, и зрители с полуслова понимают и чувствуют друг друга. Как же бывает трудно, но и важно – на сцене ли, в жизни не перепутать добро со злом, не попадать в плен жестокости и бессовестности. «Очень простая история» на самом деле не так проста, как кажется. Спектакль здесь идёт уже пять лет, 50 представлений, 16 тысяч зрителей.
В «Северном ветре» Игоря Якимова у Исрафилова и Еникеева есть ещё и острые приметы социальности. Живут себе обитатели долины, отделённые горами от людей. Хоть и в холоде и лишениях, даже коза не доится, но во взаимной приязни и дружбе. Им хорошо и весело, как в коммунальной квартире под жизнерадостные мелодии советских песен – «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер..» и «Марш энтузиастов». Они легко выносят испытания бедностью, а вот когда случайно занесённый ветром к ним учёный Даль – Максим Меденюк избавил их от холодного ветра, заперев его в скале, жизнь в тепле, с достатком и урожаями, теперь не в шкурах и «самовязке», а в сегодняшнем облике обитателей Куршевеля, оказалась для садовника, мельника, охотника, кузнеца – для всех, испытанием непереносимым. Разгорелись зависть, жадность, ненависть, и виновник, козёл отпущения, легко нашёлся. Как часто бывает – тот, кто изменил их жизнь, самый чистый и умный из них, юный учёный. Добро, как известно, наказуемо...
Блистательно найденная режиссёром финальная мизансцена, где ослепшие путники бредут в одной связке, повторяя знаменитую картину Питера Брейгеля, да ещё под яростную песню Высоцкого «Спасите наши души!», – горький, жёсткий, но необходимый урок для современников. Да, слепы и недальновидны бывают люди!
Суперзанавес, блестящий поликарбонат на сцене, отсвечивающий льдом, – очень точная среда, интересная фактура, найденная сценографом Т. Еникеевым.
Ещё один постоянный соратник Исрафилова, необходимый в театре, – музыкальный руководитель Тамара Пикулева. Сейчас обсуждение этого спектакля – самая посещаемая страница сайта. Там пишут: спектакль полнит багаж житейской мудрости для каждого... благодарен за чистое и бесконечное стремление помочь... неужели человеку для сохранения человечности необходимы только экстремальные условия... благополучие души важнее тёплой погоды и сытой вседозволенности...
В руководителе же театра удивительно соединены его восточные национальные корни с русской культурной традицией, природная самобытность и великая театральная школа.Они сочетаются и в постановках. И, уж конечно, его спектакли отмечены не только своим содержанием, нравственными смыслами, но всегда интересными актёрскими работами, яркой театральной формой.
Может быть, именно здесь, в Оренбурге, в городе на семи ветрах, где по одну сторону реки Урал – Европа, а по другую – Азия, о чём напоминает памятный знак, где издавна живут вместе русские, украинцы, казаки и казахи, в краю интереснейшей истории и могла возникнуть особенная питательная среда для театра. Город-то и возник по идее Петра I как «ключи и врата» Азии, как русская сторожевая крепость. Здесь гулял Емелька Пугачёв со своими крестьянскими бунтарями, недаром именно сюда захотел в 1835 году приехать и изучал по первоисточнику историю пугачёвского бунта А.С. Пушкин. Сопровождал его в поездках по краю чиновник особых поручений, автор толкового словаря Вл. Даль. Город стал местом ссылки в дореволюционной России, и среди ссыльных почти три года был здесь композитор А.А. Алябьев. Мне кажется, что в сегодняшних полных залах красавца-театра в Оренбурге я вижу тени давно ушедших, их силуэты, слышу голоса истории. А уже в 1966 году под Оренбургом нашли уникальные газовые месторождения, и началась новая жизнь Оренбуржья. Город, как максимум, изготавливающий прежде телеги, стал центром большой промышленности. Трудовой город – не нахлебник, а донор. Нет, в таком городе не может быть плохого театра. Чувство красоты здесь органично живёт и в оренбургском пуховом платке – кружевной паутинке, что через обручальное кольцо проходит, и в жителях, и в спектаклях местного театра. И профессиональному театру здесь скоро исполнится 160 лет.
Ну где ещё было бы возможно, что «Капитанская дочка», дебютный спектакль Исрафилова, жила с 1999 года, перешла в новый XXI век, стала самым любимым спектаклем оренбуржцев, их «Синей птицей», выдержала двести представлений, собрав почти 70 тысяч зрителей?!
Конечно, среди любимых спектаклей у них и чеховская «Чайка», спектаклю тоже скоро 10 лет, почти 18 000 зрителей, и шекспировский «Ричард III» с любимым артистом руководителя Олегом Хановым. За три года 30 спектаклей, две тысячи зрителей. В «Чайке» есть знаменитая на все времена формула: «Талантливое всегда серьёзно». Это про них, про оренбуржцев.
Но как в таком городе строить репертуар, труппу, делать спектакли?! Вроде бы как всюду, по общим правилам и закономерностям. Но и, конечно же, обязательно ощущая свою связь с городом, с его историей, людьми и особенностями. Ведь Виктор Степанович Черномырдин тоже отсюда. Здесь могила Леопольда Ростроповича, музыканта и отца Мстислава Леопольдовича. Здесь прежний секретарь обкома партии Виктор Петрович Поляничко, погибший на чеченской войне, я хорошо знала его, остался в памяти людской как один из умнейших, образованнейших руководителей своего времени. И нынешний губернатор Юрий Александрович Берг, интеллигент и умница, обязательно сам появится на каждом открытии сезона. Это тоже им в помощь, в поддержку.
Конечно же, для успеха одного выбора пьесы мало, спектакль должен быть талантливым. Это хорошо понимает мудрый, многоопытный Рифкат Исрафилов. И держит высоко планку театра.
В центральных газетах любят пообсуждать «конец» русского репертуарного театра, исчерпанность глубинного психологического направления в нём, устарелость системы Станиславского. Нет, не поймут вас, господа хорошие, в русской провинции. В Оренбурге, в частности. Театр со смыслами, сюжетный, с человеческими историями, с интересными судьбами и характерами, не скучный здесь востребован и важен. Театр разный, но всегда волнующий своих зрителей, в унисон с ними живущий, может быть, отличный от столичного, наверное, там другие зрители, но театр своего города, близкий, понятный, любимый здесь. Наличие такого театра – богатство Оренбурга. А режиссёр-разовик тем и отличается от руководителя, строителя, хозяина театра, что он ставит вымечтанные лишь с самим собой пьесы, может, с институтских времён: хочу «Гамлета» или «Вишнёвый сад», чтобы доказать собственную значимость, самоутвердиться среди коллег. Особенности города, зрителя, куда он приехал, ему «нипочём». У художественного руководителя другая психология. Другая ответственность. И тот же Исрафилов от многих масштабных замыслов отказывается, если они не совпадают с интересами его города и зрителей. И это очень серьёзно.
Неслучайно таким успешным, популярным оказался спектакль «Милые люди», поставленный Р. Исрафиловым по рассказам Василия Шукшина, за полгода – 36 показов, 15 тысяч зрителей. Шукшинские «чудики» кому-то покажутся странными, но отличны они от других искренностью, простодушием, может быть, даже наивностью, качествами, роднящими алтайских героев с оренбуржцами. И радоваться надо их ещё сохраняющейся патриархальности, а не разрушать её столичными советами: отчего это русская глубинка отстаёт от европейского авангарда?.. зачем они, не как мы... Ведь и сам Шукшин незадолго до своего ухода написал памятную статью, опубликованную в «ЛГ», – «Что с нами происходит?» о чёрствости, ожесточении, разъединяющих души, его бы к нам сегодня! Зато герои, оживлённые в Оренбурге, напоминают, взывают ко всем о необходимости сохранять человеческое в человеке. На сцене у них маячит телега, которой уже никуда не поехать, зато живут, поют, любят, страдают простые люди: Андрей Ерин, счастливый своим микроскопом (артист Б. Круглов), Стёпка, удумавший бежать из тюрьмы перед освобождением (А. Иванов), Кэт со своими поклонниками (А. Демченко), глухонемая Верка (Л. Гусейнова)…
Близкие, родные, милые сердцу жителей Оренбуржья лирические истории спектакля – про них и для них. Завет Шукшина: прощать надо уметь и не обижать друг друга – идёт через артистов в зал. А тут и юмор, и даже гротеск, как в самой жизни. И отчаянный крик в финале, в черноте опустевшей сцены, детский крик: Мама!.. Папа!.. Имеющие души да услышат... Постановочная бригада сложившаяся: Исрафилов, Еникеев, Пикулева, ещё балетмейстер Олег Николаев.
Оренбургский театр старается слышать своих зрителей, жить с ними в унисон, работать для них на уровне высочайших стандартов традиционного русского психологического театра, разделяемых городом и той самой системой Станиславского, которую рано хоронить.
ОРЕНБУРГ–МОСКВА