Журнальные публикации представляет заместитель главного редактора Наталья ГРАНЦЕВА
«Посвящается Овидию» – так мог сказать бы иронически настроенный читатель об августовском номере журнала, имея в виду замысел редакции. И ошибся бы. Конечно, формируя номер, редакция не стремилась к тому, чтобы подбирать тексты, родственные по тематике. Но так уж получилось, что имя древнеримского поэта, бессмертного учителя всех юных и не очень юных душ в области любовной науки, встретится читателю в двух прозаических текстах. Именно с них, вероятно, всякий читатель и начнёт знакомство с августовскими публикациями. Одна из них – повесть Владимира Рекшана «Родина любви». Известный спортсмен, рок-музыкант и путешественник, автор десяти книг и лауреат премии журнала «Нева» сопроводил своё сочинение подзаголовком «Задушевная повесть». Да и как может быть не задушевной повесть о поиске смысла того, что мы считаем главной ценностью человеческой жизни, – любви? Любовь, которую автор иногда называет любовно-половым рабством, исследуется в широком контексте – начиная с древнейших времён, с привлечением древнеримских авторитетов (вот откуда Овидий и его современники по эпохе, принявшие доблестную гибель от полового истощения), а также со времён раннего христианства и эпохи крестовых походов. Да и Данте не остаётся неупомянутым – «Любовь, что движет солнце и светила». Возможно, кто-то извлечёт из повести В. Рекшана немало полезного для познания науки (она же искусство) любви, а заодно попутно пополнит свои знания о мировой истории...
Овидий оказывается и в центре повествования В. Захарова «Сокровище Нибелунгов» – обманчивое, завлекательное название повести заинтересует читателя, а рассказ о жизни замечательной героини, переводчицы Сименона, сыгравшей огромную роль в жизни автора, затронет даже очерствевшую душу своей теплотой и грустной мудростью. Повесть о человеческой судьбе, продиктованная чувством благодарности (жаль, что Овидий не написал такой книги «Наука благодарности»!), несомненно, отзовётся в читательском сердце воспоминаниями о том, какими странными путями можно прийти к главному содержанию своей судьбы.
Кроме того, в августовском номере читателя привлекут повесть Марины Тарасовой «Заплыв через Лету», а также рассказы Леонида Юзефовича «Путешествие в Эрдене-Дзу» и Евгения Шкловского «Провал».
Проза сентябрьского номера также разнообразна – как всегда, экспрессивен и ярок рассказ Дины Рубиной – «Душегубица». Петербургским духом проникнут рассказ Светланы Мосовой «Василеостровские мечтатели».
Приятно будут удивлены и почитатели таланта писателя-юмориста Константина Мелихана – но не байками о настоящих джентльменах и не острыми эпиграммами, а двумя полноценными лирическими рассказами, обнаруживающими в известном авторе талант тонкого повествователя.
Есть в августовском и сентябрьском номерах и стихотворные подборки постоянных авторов «Невы» – Ильи Фонякова, Нины Королёвой, Михаила Головенчица, Евгения Каминского.
Если Овидия и поиски смысла любви можно с полным правом считать «вечными», то об интеллигенции и поиске смысла её бытия можно то же самое говорить пока только предположительно. Интеллигенция – миф или реальность? Бурные обсуждения этой темы, кажется, канули в Лету, но затянувшееся «послесловие» всё ещё терзает сознание многих из тех, кто связывает понимание смысла своей жизни с этим словом. Вот для них-то и написал Аркадий Соколов статью «Демифологизация русской интеллигенции», она опубликована в августовском номере журнала. Может быть, кто-то увидит своеобразное эхо этой темы в сентябрьской публикации статьи доктора исторических наук Виктора Бочарова «Закон и обычное право». Профессор исследует актуальную и поныне тему – почему общество (в том числе и продвинутая интеллигенция) впадает в правовой нигилизм? Почему становится возможным «криминальное государство» в России, которая в нашем представлении является не только самой читающей страной в мире, но и осознаёт себя в своём большинстве страной интеллигентов (по результатам социологических опросов).
Перечислить все пять десятков публикаций августа и сентября в коротком обзоре невозможно, но в завершение хочется обратить внимание читателя на интереснейшее исследование московского культуролога Екатерины Дайс «Поиски Софии в русском роке: Майк и БГ». Этот текст адресован среднему поколению читателей, которые посвятили свою молодость любви к рок-музыке и теперь сомневаются – не оказались ли они в лапах масскульта? Сомнения неправомерны – русский рок можно назвать философской энциклопедией русской жизни.