Идея театрального смотра жива и много лет подтверждает свою плодотворность. Специфическая форма организации (подчинение командованию военного округа) накладывает существенный отпечаток на быт артистов (съёмные квартиры), определяет их тяжёлое материальное положение (зарплата до 15 тыс. руб.). При этом они часть театральной семьи России, и в том убеждают показанные на сцене Центрального академического театра Российской армии сценические работы, заставившие в очередной раз задуматься об их будущности.
Драматический театр им. Вс. Вишневского Балтийского флота из Кронштадта с постановкой «Счастье моё» по пьесе Александра Червинского, популярной уже более 30 лет, разворачивает камерный, почти интимный театр, обладающий, однако, голосом сильным и страстным. Безвестные маленькие люди, странно встретившиеся после войны и потянувшиеся друг к другу в надежде на счастье, вырастают из своей незаметности в символические фигуры поколения. Они впечатываются в нашу память подобно старым семейным фотографиям, на которых все молодые, простые и весёлые. На групповом портрете 1940-х не распознать личных драм и потерь, не услышать жалоб и стонов – их взгляды устремлены к счастью. На контрапункте тяжёлой реальности и призывов к радости строит сценическое повествование режиссёр-постановщик Михаил Смирнов. Не внешними приёмами публицистики и ходульной символики, но исключительно через глубокое личное проживание. Наталья Ермолаева (приз за лучшую женскую роль) – детдомовка и «освобождённая пионервожатая» Виктория и Ильдар Юсупов – морской курсант Семён достигают необыкновенной органики в дуэте, понимая актёрскую задачу через максимальное душевное раскрытие молодых героев из 1947 года. Казалось бы, война позади, о ней даже не говорят; казалось бы, они скромно, но устроены; казалось бы, молодость способна преодолеть все преграды… Но как зыбко всё вокруг них, как вроде бы очевидное не может воплотиться сразу и полно; как сложна диалектика понимания и непонимания, притяжения и отталкивания в этом «постапокалиптическом пространстве» (художник Валерий Полуновский, хореограф Алина Панченко, звукорежиссёр Михаил Попов, художник по свету Даниил Козлов). Спектакль бликует драматическими и комическими переменами, жанровыми красками, звуковыми отсылками в эпоху. И понимаешь, как связано личное устройство старшего поколения с социумом, как властно он регламентировал человека. Но за всей тяжестью судьбы возникает и робкая лирическая волна, слышится далёкий смех, звуки патефона, радостные голоса, словно удостоверяющие продолжение рода, продолжение Жизни.
Театр Северного флота из Мурманска столкнулся с немалыми трудностями в работе над неизвестной пьесой Исидора Штока «Туман над заливом» (1943) (специальный приз жюри). В ней экспонирован героический эпизод из жизни военных лётчиков на Кольском полуострове. И без того тяжёлая фронтовая ситуация усугубляется коллизией защиты военной чести героя Егорушкина (Дмитрий Пастер). Гордость не позволяет ему обнародовать истинные причины гибели машины, возникает легенда, в которой усомнились недремлющие особисты, и т.д. Стилистика спектакля Александра Шарапко близка к сценической стилистке времени возникновения пьесы. Это по планам театра гарантировало подлинность и аутентичность, в действительности подвело постановщиков. Известная публицистичность текста, написанного как отклик на реальные события, заслонила живые характеры. В ту же крайность, но без должного сценического мастерства впал и спектакль театра Восточного военного округа из Уссурийска «Жар-птица» на стихи Г. Алексеева с музыкой А. Колкера.
Особые споры на фестивале вызвала работа театра Тихоокеанского флота из Владивостока «Любовь людей» по пьесе молодого белорусского автора, актёра и режиссёра Дмитрия Богославского. Спектакль в режиссуре Романа Колтухина (приз за лучшую режиссуру), художник – Лада Смирнова, несёт в себе и прекрасно иллюстрирует проблематику новой драмы (или так называемой новой драмы). Это направление в нашем театре как бы выполняет разные роли: некоего перпендикуляра традиционному драматургическому письму, взрывного обновления лексической сферы, конфликтов и тем и пр. Но оно никак не выполнит свою главную роль – быть художественным произведением и больше ничем не быть. И уж потом предъявлять обновленческие импульсы, производить «шум совершающегося преобразования или треск от ломки совершенствования». «Любовь людей» оставляет по этой причине впечатление неопределённости: экстремальный сюжет с тройным убийством на бытовой почве излагается языком телесериала и потому так же воспринимается. В растущем от сцены к сцене событийном напряжении уже прочитывается матрица и «Власти тьмы» Льва Толстого, и «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова, и «Украденного счастья» Ивана Франко, вплоть до натурализма Эмиля Золя. В речевой же и сценической сфере мы присутствуем на типовом советском спектакле с обиходным мещанским сленгом и, само собой, несколькими ругательствами (которые я совершенно не переношу в театре).
Так видится современность сегодня, увы, не одному этому театру. Он, к его чести, «вложился» в пьесу, чистосердечно повёлся на её некоторую популярность (идёт более чем в полутора десятках театров). Благодаря артистам история из глухой деревни, не лишённая некоторых мистических мотивов, обретает некую жизненную конкретность и даже местами страсть. Это указывает на очевидные силы владивостокской труппы, способной к решительным поступкам. У всех артистов – собственные лица и, бывает, мастерские социальные зарисовки. Особенное моё внимание обратили на себя Наталья Войник (Люська), Денис Фить (Сергей) и Сергей Гончаров (Чубасов), наиболее цельно (насколько возможно на данном материале) предложившие нечто больше типажей, а именно: социальную драму превращения любви людей в любовь зверей.
Главным художественным событием фестиваля стал спектакль театра Черноморского флота им. Б. Лавренёва из Севастополя «Под холщовыми небесами» по рассказам Аркадия Аверченко и Саши Чёрного. Случилось несколько открытий. Во-первых, цельная режиссёрская работа Екатерины Гранитовой-Лавровской, доказывающая сценические возможности «малой» прозы в большой сценической форме двухактного спектакля. Во-вторых, артистов, способных из кусочков-миниатюр составить правдивое и слитное сценическое повествование, полное юмора и нигде, ни при каких, самых рискованных ситуациях не порывающих с высоким вкусом, как и с заданной эстетикой кабаре-сюиты (приз за актёрский ансамбль). В-третьих, открытие артиста Ильи Домбровского, исполнителя около десятка ролей-эпизодов и одновременно объединяющего в себе Автора – Аркадия Аверченко, их земляка-севастопольца. Как известно, именно отсюда, из квартиры на Нахимовском проспекте, он наблюдал в ноябре 1920 года исход барона Врангеля со свитой и через несколько дней сам отчалил с последним кораблём из России в эмиграцию. В виртуозной игре Домбровского летучие сатирические абрисы конкретных людей соединились с лирическим отношением к писателю, его судьбе, памяти о нём, ставшей, благодаря феерической постановке живой (приз за главную мужскую роль).
В рамках фестиваля все спектакли обсуждали критики, работали актёрские клубы театров-участников, показывались эскизы по пьесам авторов «Мастерской молодой драматургии и режиссуры», мастер-класс давал художественный руководитель Театра армии Борис Морозов. На всех обсуждениях всплывала, однако, тема организационного устройства коллективов. Некоторым из них давно тесно в рамках воинского подразделения. Сохранять их там – значит просто поставить на грань исчезновения. Напрашиваются меры по их умной реорганизации и поддержке. Праздник воинских театров был организован прекрасно – осталось организовать их будни.
Александр Колесников, доктор искусствоведения