Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

На стыке двух миров

01 января 2007

КНИЖНЫЙ  РЯД

Рустем Тэлль. Ералашия: Стихи для детей.

Ералашия – это такая страна, где всё наоборот: носорог ходит в майке и сандалиях и лазает по деревьям, грибы растут на ветках, а лето – круглый год. Туда не пускают взрослых, а дети и звери всегда живут дружно. Однако магия книг такова, что если начал читать, то обязательно отправляешься в путешествие.

Мир Р. Тэлля населён детьми и их родителями. Их отношения просты и сердечны. Мама и папа – это часть игрового пространства, а не посторонние существа – мостик между фантазией и реальностью. Например, дети заигрались в поезд, а мама зовёт обедать… Так ведь хочется доиграть. Но: «Бесполезен будет спор, если мама – контролёр», то есть мама не со стороны пришла, она в «вагоне» проверяла билеты и багаж и поинтересовалась, кто не обедал («Контролёр»). Или другой пример. Папа нарядился Дедом Морозом, поздравил домашних, и тут сын спрашивает, почему на улице снега нет, ведь они с друзьями на следующий день собирались играть в снежки. Как самый настоящий Дед Мороз, папа смутился и сказал, что второпях забыл мешки со снегом и вьюгами на окне, но сейчас же вернётся в лес за ними… И здесь тоже сталкиваются вымысел и реальность: сыну хорошо было в сказке, но папин голос он узнал и не захотел отпускать его в лесную чащу. В сегодняшней ситуации, когда дети с головой уходят в вымышленный мир, отрываются от реальности, очень важно исподволь, ненавязчиво культивировать привязанность к базовым ценностям общества – к семье, долгу и т.п. И автору это удаётся.

В стихотворении «Обед» довольно подробно описано, что собираются приготовить Вова и Таня и сам процесс. Потом выясняется, что гости почему-то не пришли и угощать придётся куклу… А в последней строке неожиданно узнаём – оказывается, ребята готовили в песочнице.

И такие вот небанальные повороты мысли используются как авторский приём почти в каждом стихотворении. Это понуждает читателя или слушателя задумываться над сутью окружающего мира. Действительно, задавались ли вы вопросом, разглядывая слона («В зоопарке»), зачем ему хвост? Зачем уши, голова, хобот – очевидно, автор написал, и ребёнку понятно. А вот хвост?..
Но дед ответил:
– Без хвоста
Осанка у слона не та!
В стихах Р. Тэлля есть и воспитательные моменты, он обращает внимание ребёнка на правила поведения в обществе – в школе, в играх с товарищами – нельзя думать только о себе, нельзя быть эгоистом. Однако такое воспитание происходит опосредованно и не вызывает отторжения. Да и стихотворный слог автора лёгкий и понятный. Художественное оформление А.В. Дю привлекает внимание к тексту и вполне ему соответствует.

Инна КУСТОВА

Обсудить в группе Telegram

Инна Кустова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS