Ералашия: Стихи для детей.
Ералашия – это такая страна, где всё наоборот: носорог ходит в майке и сандалиях и лазает по деревьям, грибы растут на ветках, а лето – круглый год. Туда не пускают взрослых, а дети и звери всегда живут дружно. Однако магия книг такова, что если начал читать, то обязательно отправляешься в путешествие.
Мир Р. Тэлля населён детьми и их родителями. Их отношения просты и сердечны. Мама и папа – это часть игрового пространства, а не посторонние существа – мостик между фантазией и реальностью. Например, дети заигрались в поезд, а мама зовёт обедать… Так ведь хочется доиграть. Но: «Бесполезен будет спор, если мама – контролёр», то есть мама не со стороны пришла, она в «вагоне» проверяла билеты и багаж и поинтересовалась, кто не обедал («Контролёр»). Или другой пример. Папа нарядился Дедом Морозом, поздравил домашних, и тут сын спрашивает, почему на улице снега нет, ведь они с друзьями на следующий день собирались играть в снежки. Как самый настоящий Дед Мороз, папа смутился и сказал, что второпях забыл мешки со снегом и вьюгами на окне, но сейчас же вернётся в лес за ними… И здесь тоже сталкиваются вымысел и реальность: сыну хорошо было в сказке, но папин голос он узнал и не захотел отпускать его в лесную чащу. В сегодняшней ситуации, когда дети с головой уходят в вымышленный мир, отрываются от реальности, очень важно исподволь, ненавязчиво культивировать привязанность к базовым ценностям общества – к семье, долгу и т.п. И автору это удаётся.
В стихотворении «Обед» довольно подробно описано, что собираются приготовить Вова и Таня и сам процесс. Потом выясняется, что гости почему-то не пришли и угощать придётся куклу… А в последней строке неожиданно узнаём – оказывается, ребята готовили в песочнице.
И такие вот небанальные повороты мысли используются как авторский приём почти в каждом стихотворении. Это понуждает читателя или слушателя задумываться над сутью окружающего мира. Действительно, задавались ли вы вопросом, разглядывая слона («В зоопарке»), зачем ему хвост? Зачем уши, голова, хобот – очевидно, автор написал, и ребёнку понятно. А вот хвост?..
Но дед ответил:
– Без хвоста
Осанка у слона не та!
В стихах Р. Тэлля есть и воспитательные моменты, он обращает внимание ребёнка на правила поведения в обществе – в школе, в играх с товарищами – нельзя думать только о себе, нельзя быть эгоистом. Однако такое воспитание происходит опосредованно и не вызывает отторжения. Да и стихотворный слог автора лёгкий и понятный. Художественное оформление А.В. Дю привлекает внимание к тексту и вполне ему соответствует.