Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 апреля 2019 г.
  4. № 15 (6687) (17.04.2019)
Литература Библиосфера

На триста шестой маршрутке

17 апреля 2019

Ксения Букша. Открывается внутрь: Рассказы. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 283 (5) с. – 2500 экз. – (Роман поколения).


При первом же беглом взгляде на новую книгу молодой питерской писательницы Ксении Букши невозможно не обратить внимание на некоторое расхождение в определении жанра: сначала произносится слово «рассказы», а потом следует указание на «роман». Как представляется, такая путаница возникает неслучайно.

Если ориентироваться на внешнюю сторону дела, то перед нами именно рассказы, а точнее – цикл рассказов, состоящий из восемнадцати самостоятельных произведений. Однако, когда вглядываешься в содержательную сторону сборника, возникает неизбежная мысль о том, что перед нами именно роман с переходящими из одного текста в другие героями, как, например, два маленьких дружных братца (Серый и Рома). И это, не говоря уж о том, что к нужным местам персонажей книги подвозит одна и та же маршрутка, следующая под номером 306.

И если в композиции произведения возникают вставные эпизоды вроде новеллы «Ключ внутри», то это не противоречит духу современного романа. Профессор-затворник Лев Наумович, как заправский аутист, сначала принимает приглашение студента Пети Ковальского прочитать лекцию, а потом погружается в составление одному ему известных формул. Пожалуй, чем-то он напоминает то ли скромного математика Григория Перельмана, то ли кого-то из героев прозы Элиаса Канетти или Энтони Бёрджесса. Но в любом случае фигура одинокого учёного, который вместо того, чтобы встретиться с молодёжью, сидит в рюмочной, которые, кажется, только в Питере и остались, за… чашкой чая, узнаваема и по-своему символична. А может быть, он – духовный потомок философа Григория Сковороды, которого «мир ловил, но не поймал»?

Атмосфера прозы Ксении Букши довольно мрачна, можно сказать, беспросветна, что бы писательница ни описывала: семейную жизнь, детские дома, бассейны или петербургские кварталы, по которым колесит та самая маршрутка. Сквозная тема книги – детство, которое в представлении автора столь же тягостно и безотрадно. Дети, рождённые и нерождённые, желанные и нежеланные, родные и приёмные, населяют художественный мир К. Букши.

В своё время Владимир Солоухин в «Камешках на ладони» обратил внимание на тенденциозность поэтического дара Некрасова. Он представляет барина, который осенним днём едет из Карабихи в Ярославль. Крестьяне собрали и обмолотили зерно. В садах снимают и складывают в ящики с опилками антоновские яблоки. Пасечники качают последний мёд и переносят в омшаники ульи. В деревнях играются свадьбы… Но всё это не возбуждает поэтического вдохновения. И вот взгляд поэта цепляется за несжатую полоску, может быть, одну-единственную на всю губернию. Сразу мысли и чувства Некрасова проясняются, а в душе рождаются горькие строки о народной доле…

Подобная тенденция характерна и для прозы К. Букши. Это её выбор, на который она имеет полное право, это её позиция. В конце XIX века явились художники, которые назвались передвижниками и главный акцент сделали на страданиях людей. Но рядом с ними Врубель писал своего Демона, Архипов и Малявин изображали дородных баб в красных полушалках, а Билибин и Васнецов увлекались фольклорными сюжетами. Это был их выбор, а без выбора – какая же творческая свобода?

Не могу осуждать писательницу за её авторскую точку зрения. В конце концов это тот же критический реализм. А я всегда был цепным псом реализма.

Тэги: Субъектив Ксения Букша
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бессилие музыки

    08.12.2021
  • Вереница человечков

    19.01.2021
  • Равновесие мироустройства

    29.07.2020
  • Сердечная самодостаточность

    15.07.2020
  • В час роковой российского поэта

    15.07.2020
  • Эффект 25-го кадра

    135 голосов
  • В час роковой российского поэта

    46 голосов
  • Молчалинский архетип

    34 голосов
  • Книга РАдости

    34 голосов
  • Следопыт о могиканах

    25 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS