Особенности национальной борьбы с гриппом
– Здравствуйте, я ваш новый доктор!
На пороге стояла ярко накрашенная девица в модных сапогах на шпильке, кокетливо расправляя кружавчики на блузке.
– Где тут ваш ребёнок?– она оглядела коридор, полагая, видимо, что больных детей родители выгоняют жить на придверный коврик. – Собаку уберите, а то она меня укусит. Или брюки, чего хуже, запачкает.
Забыв нацепить на сапоги бахиллы, оставляя слякотные следы на ковре, прошла в дочкину комнату.
– Ну что тут у вас? Кашель? Насморк? Температура? И всё? А меня зачем позвали? Вы в следующий раз так никогда не поступайте. Знаете же, как лечиться. Не в первый раз болеете. А у меня вызовов и так много. Когда выздоровеете, приходите за справкой. Только ребёнка с собой не приводите. Зачем? Чтобы она там перезаразила нас всех?
Странная складывается ситуация. Идёшь вечером домой, вдруг поскользнулся, упал. Переломы, сотрясение, кровь, неподалёку мерещится старая с косой. Но всегда есть шанс, что в травмпункте доктор сделает рентген, наложит гипс, и ты уйдёшь от него обезболенный и почти счастливый. Недаром же так разошлась в народе фраза: «Очнулся – гипс!»
Или вот дожил, например, до сорока-пятидесяти лет. И вдруг прихватило – спина там, сердце или что ещё… Опять же есть шанс попасть к хорошему специалисту, который вытянет с того света. И жить дальше.
Ведь медицинская наука-то у нас одна из первых. Пирогов, Сеченов, Боткин… Какие традиции, исследования, открытия, какая школа!
Но вот ведь парадокс: прикладывая все возможные усилия, чтобы помочь, когда мы оказываемся на пороге смерти, наша медицина почему-то абсолютно равнодушна к нам, когда речь идёт о будничных, «не смертельных» заболеваниях. И в нынешнюю эпидемию гриппа и ОРВИ шанса на профессиональную помощь у большинства практически не было.
Понимаю, скучно всё это и неинтересно: каждую зиму одно и то же – ангина, ОРЗ, ОРВИ, бронхит, грипп… Но даже не специалисту ясно, именно эти рутинные болезни, а точнее, осложнения, полученные в ходе неправильного лечения, подрывают силы и приводят нас на порог гибели много раньше, чем положено.
А начинается всё с детства. Наш новый участковый врач, равно как и перешедший на другую должность старый, ни за что не отвечает. Её абсолютно не интересует здоровье доверенных ей детей, и она ничего не хочет про них знать. Встречая на улице знакомых родителей, делает усталое выражение лица и, не здороваясь, проходит мимо. В детской медкарте нет не только записей, когда и чем ребёнок болел, но и названий тех жутких, судя по побочным эффектам, лекарств и огромного количества антибиотиков, которые она прописывала.
Когда у моей дочки появилась сыпь, врач вовсе не пришла. Просто перезвонила по телефону и сказала, что в сыпи ничего не понимает, велела отвести дочь к специалисту, если температура спадёт. Пришлось вызывать «неотложку», созданную при поликлинике, насколько я понимаю, для кризисных случаев, когда речь идёт об угрозе жизни. И, как обычно, приехала уставшая, задёрганная женщина, приветливо поговорила с дочкой, обо всём расспросила меня и назначила толковое лечение, которое быстро помогло. Может быть, следуя логике медицинской помощи, установившейся в нашем государстве, нормальные, хорошие детские врачи работают только в службах, призванных спасать от смерти?
Зачем тогда вообще существуют детские районные поликлиники? Во многих из них нет и половины врачей-специалистов. Ведь аллергия, потеря зрения, нарушения осанки, вегето-сосудистая дистония хоть и сопровождают почти каждого ребёнка в течение всей его школьной жизни, но это же не смертельные болезни. Поэтому, видимо, считается, что тем, кому такой врач нужен, и на другом конце города его найдёт, и в очереди постоит месяц-другой. Ничего с дитём не случится! Не смертельно!
Постоянное внимание к здоровью каждого ребёнка – для нашего государства состояние, видимо, непосильное. Куда как проще сделать ставку на прививки. От всего!
Прививки от гриппа, по каким-то таинственным причинам, кроющимся, видимо, в перемещении денежных средств, но уж никак не в заботе о здоровье граждан, особенно любимы и прославляемы нашими чиновниками. С каждым годом за них агитируют всё больше, упрямо умалчивая, что многие люди, сделавшие осенью прививку, заболевают во много раз быстрее и переносят болезнь тяжелее тех, кто прививку не делал. Детям их делают везде: дома за отдельную плату, в школах, в поликлиниках – а сведения о последствиях хранятся, как правило, лишь в памяти матери, но не в официальных врачебных документах.
В этом году эпидемия гриппа и ОРВИ зарегистрирована в 32 городах России. Услышав эту практически ежегодную новость, никто не удивился. И не стал интересоваться статистикой другого рода – например, количеством заболевших. Потому что современного врача даже при всех очевидных симптомах под дулом пистолета не заставишь поставить точный диагноз. А если речь заходит о гриппе, доктор отмахивается, делает вид, что слова этого ни в медицинской карте, ни в справках писать просто не умеет. Могу предположить, что за упоминание слова «грипп» всуе у него вычитают из зарплаты… Какая уж тут статистика?
А нет статистики – нет и карантина. В основном школы и детские сады продолжают работу в обычном ритме, становясь прямо-таки рассадниками инфекции. Конечно, дети заражаются друг от друга, болеют по два-три раза за четверть, иногда в классе остаётся по 5–6 учеников, ребята пропускают новые сложнейшие темы и контрольные. Но администрацию школ, равно как и медперсонал, видимо, это мало волнует. Родителям, конечно, хочется, чтобы детки были и здоровые, и умные. А государству? При нынешних методах лечения и обучения в период эпидемии, боюсь, ни о здоровье, ни об уме и речи нет.
Особенно если следовать советам врачей, которые назначают в рекламных целях дорогущие препараты и антибиотики – по любому поводу. Всё возможное, лишь бы снять видимые симптомы болезни и поскорее выпихнуть в школу – не ребёнка, нет. А вялый, бледно-зелёный ослабленный организм. И не за знаниями – за новым вирусом.
Кому же это так невыгодно, чтобы наши дети перестали болеть? Кому так не хочется, чтобы они жили дольше? Неужели искажение реальной картины заболеваемости в России, этот ежегодный самообман, может спасти ситуацию? Неужели приборы, очищающие воздух от инфекции в помещениях, стоят много дороже, нежели сомнительные прививки? А если уж говорить серьёзно – дороже здоровья нации? Или дело всё в пресловутом громе, который пока не грянет, мужик не перекрестится?
Так вот гром – уже грянул. Смертность в нашей стране много выше рождаемости. А мы, проводив так называемого нового доктора до лифта, как и в прошлые годы, по-прежнему боремся за жизнь сами, без чьего-либо профессионального участия.