Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

На ваш голос летим

01 января 2007

СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ

И.С. Козловский и М.Д. Михайлов, 1951 г.;   фото: ИТАР-ТАССКогда началась война, Иван Семёнович Козловский и Максим Дормидонтович Михайлов сменили прославленную сцену Большого театра на наскоро сколоченные из брёвен помосты в прифронтовых лесах. Но бывало так, что приходилось петь прямо в окопах, на передовой.

Иван Семёнович часто рассказывал о том, как ему и его коллегам во время войны доводилось выступать в самых, казалось бы, неподходящих условиях. Буквально в первые же дни войны коллектив Большого театра на общем собрании принял решение о создании мобильных концертных бригад, которые выступали бы на призывных пунктах, в военкоматах и госпиталях. В середине октября 1941 года из-за быстрого наступления немецких войск правительство начало срочную эвакуацию. Большой театр был отправлен в Куйбышев. По признанию Ивана Семёновича, в городе стояла жуткая звенящая тишина, переносить которую было страшнее, чем гул канонады или вой немецких бомбардировщиков, сбрасывавших свой смертоносный груз на Москву. Тишина казалась неестественной, ведь все знали, что идёт война, хотя и понимали, что идёт она за тысячи километров отсюда. И эта оторванность не давала покоя. Наконец Иван Семёнович вместе со своим другом Максимом Дормидонтовичем Михайловым решили вернуться в Москву. Прямо с вокзала они отправились в театр. Известно, что фюрер был совершенно уверен: Москва падёт, и решил отпраздновать это событие в Большом театре. На 7 ноября были даже отпечатаны билеты-приглашения. Но жизнь распорядилась иначе. 6 ноября на станции метро «Маяковская» состоялось совсем другое торжество. На концерте, который заключал торжественное собрание по случаю 24-й годовщины Октябрьской революции, Максим Михайлов исполнил арию Ивана Сусанина «Чуют правду», которую все, кто был в зале, восприняли как призыв к борьбе с врагами. Козловский спел песенку герцога из оперы «Риголетто», а затем дуэтом с Михайловым сначала русскую народную «Яр-хмель», а затем романс композитора Вильбоа на стихи Языкова «Моряки». Не успел ещё стихнуть аккомпанемент, как раздались аплодисменты. У всех было одно чувство: мы будем защищать Родину, защищать любимую столицу до последнего вздоха и обязательно победим. Иван Семёнович любил повторять, что это был один из самых счастливых моментов в его жизни.

Конечно, петь прославленным солистам Большого театра приходилось не только в правительственных концертах, но и на передовой. Максим Михайлов рассказывал Козловскому такой случай. Осень, дождик накрапывает, солдаты сидят в окопах в ожидании команды «В атаку!». Обычное короткое затишье между боями. И вдруг один из солдат замечает, как по окопу ползут двое, причём у одного на спине огромный горб. Когда он подполз ближе, оказалось, что это никакой не горб, а бережно укутанный брезентом… баян. До войны этот молодой человек был скрипачом и играл в оркестре Большого театра. Но скрипка – инструмент нежный, условия, максимально приближённые к боевым, ей противопоказаны. Вот он и научился играть на баяне. И в нескольких метрах от линии фронта разнеслось тревожное «В мой горький час, в мой страшный час, ты укрепи меня». Сусанин был любимой партией Михайлова. И всем – и бойцам в намокших плащ-палатках, и прославленному певцу – казалось, что эти слова рождаются вот прямо сейчас, а не написаны полтора столетия назад для великой оперы великого композитора. «Иван Сусанин» в Великую Отечественную был таким же оружием, как танк или пулемёт.

А вот случай, произошедший с самим Козловским. Иван Семёнович даже дату запомнил – 23 августа 1943 года. Он вместе с другими артистами летел в Харьков. Погода плохая, самолёт болтает, да и вражеские истребители могут нагрянуть в любую минуту. И тут второй пилот выходит из кабины и машет Козловскому, чтобы тот подошёл к нему. Иван Семёнович подумал, что что-то случилось и лететь дальше нельзя, а ведь он с товарищами должен был выступать на концерте в честь освобождения Харькова. Но оказалось, что пилоты позвали его, чтобы артист услышал… самого себя. По радио передавали украинскую народную песню «Солнце низенько, вечiр близенько». От неожиданности Иван Семёнович даже несколько растерялся, так непривычно было ему слышать собственный голос в такой, прямо скажем, неконцертной обстановке. А пилот, заметив его смущение, сказал: «Вот на ваш голос мы и летим, он у нас вместо маяка!»

Анатолий БОЙКО

Обсудить в группе Telegram

Анатолий Бойко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS