Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

На вершине Арагаца

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Елена Шуваева-Петросян. Сквозь ресницы: Лирика. – Ереван, 2008. – 112 с.

Ованес Григорян, секретарь Союза писателей Армении, в своём вступлении к этой книге называет автора «последним из могикан романтизма, каким-то чудом оказавшимся в XXI веке». И действительно в лирике Елены Шуваевой-Петросян прослеживаются и романтическое двоемирие («бежишь ты из земной тюрьмы»), и культ природы («ласкает рассветно тропинка меня»), и стремление к вечному и бесконечному («от края неба к краю моря»).

За живыми, органично растущими строками стоит отзывчивая, искренне любящая лирическая героиня, близкая к автобиографическому автору. Её «сердечко надрывальное», в котором любовью «раскрошен покой», покорно и страстно предано мужчине. Но она «шагнула бы в бездну, да путы крепки…» – лирическая героиня молится за своих детей на вечерней и утренней заре, и в первую очередь обращена душой к ним.

Поэтессе, родившейся в России, в Волгоградской области, но уже долгое время проживающей в Армении, свойственна особая тональность любви одновременно к двум странам, внимание к армянской и русской культуре (поэт и музыкант Саят-Нова, Новодевичий монастырь) и природе. У русской речушки Тростянки и на вершине потухшего вулкана, горы Арагац, самой высокой точки Армении, героиня, охваченная озарением, у неба просит прощения «за то, что не ценила жизнь».

Приметы стиля Е. Шуваевой-Петросян – тяга к сверхкратким, к примеру, одно- и двустопным строкам («Была! Однословный многорифм»), рефрену, самодостаточность варианта текста («По краю», «По краю – 2»). Поэтесса склонна к акростиху (читай словосочетание «Слиток улиток» по левому ранжиру стихотворения «Садилось солнце, вечер млел…»), к восточным «твёрдым формам» (танка, хайку, газелла, сичжо, кыта). Её «танка» и «хайку» не воспроизводят каноны этих жанровых образований, а лишь отталкиваются от признаков японских форм, превращаясь в особые авторские тексты. Прямой, неметафорический жанровый взгляд танка и хайку на окружающий мир, предметность, сезонные слова в их содержании у Е. Шуваевой-Петросян преображаются в метафорику и умозрительные образы.

Обращаясь «сердцем на Восток», поэтесса обретает метафорический настрой: «мёртвые деревья» возвышаются символом мольбы, «стая птиц» вспархивает «надеждой», столетний дуб, невольно ставший воином за «сто лет побоищ», разрубает Солнце. Слепые «зимнее солнце» и «зимняя луна» модулируют настроение лирической героини. Она, как бабочка, спешит сродниться с цветком, окунается в цветенье деревьев, чтобы уйти от суеты.

Елена ЛЕНЦ

Обсудить в группе Telegram

Елена Ленц

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS