. Ладья памяти. Книга воспоминаний. – М.: Кругъ, 2011. – 344 с.: ил. – Тираж не указан.
Если человек родился в Ленинграде в 1931 году, имеет техническое и гуманитарное образование историка искусств, работал в Министерстве культуры СССР и РСФСР, художественных музеях Москвы и Академии художеств, пишет стихи, прозу и научные статьи, то его автобиографическая книга не может не вызывать здорового любопытства и профессионального интереса со стороны читателей.
Это именно мемуаристика, хотя довольно пристально составлены в ней портреты выдающихся представителей советской эпохи, с которыми автору посчастливилось в жизни повстречаться. Именно «посчастливилось» – так он сам характеризует череду знаменательных эпизодов, происходивших с ним на протяжении многих лет. Иван Козловский, Ольга Лепешинская, Ирина Антонова, Борис Пиотровский, Андрей Тарковский, Святослав Рихтер, Геннадий Рождественский, Эдисон Денисов, Валерий Гергиев, Юрий Соломин, Святослав Рерих… Это громкие имена, которые знает весь мир. И это – слава нашей страны. Но те камерные зарисовки, что даются И. Алфёровым, показывают нам прежде всего человека – тонкого, чувствующего, небезразличного. И автор к каждому своему знакомцу испытывает признательность и благодарность. Не только за оказанную когда-то помощь в том или ином случае профессиональной направленности, но и просто за личное участие, за культуру, которую несут в себе эти люди и охотно делятся ею.
Автор книги рассказывает о своих многочисленных проектах – осуществлённых или по разным причинам несостоявшихся. Один из длинного ряда удавшихся – фестиваль «Дягилевские сезоны» с его подробной историей возникновения, проведения и окончания, с верными соратниками и многочисленными участниками, проблемами и радостями. В начале 1990-х годов это доброе начинание вдохновило людей искусства на восстановление прерванных событиями отечественной истории культурных традиций и почтенных имён, с ними связанных. К сожалению, как замечает автор книги, уже к середине 1990-х наша культура получила нового зрителя, не владевшего культурой восприятия.
Необратимый ли это процесс или как раз для того, чтобы остановить его, и понадобились радетели и энтузиасты? Даже если от продолжения фестиваля пришлось тогда отказаться, всё-таки дело это было более масштабным и со временем принесло свои плоды. Многое и многие вернулись на Родину после 70-летнего забвения. Сейчас всё это великое наследие воспринимается уже привычным для русской культуры именно благодаря тому, что ещё лет двадцать назад кто-то должен был начать этот сложный процесс обретения утраченного.
Ещё одна важная глава книги – беседы с теми, кто может вспомнить и поделиться своими наблюдениями. Уникальный российский кинооператор Вадим Юсов, замечательный художник Михаил Ромадин и автор музыки, любимой не одним поколением зрителей, композитор Эдуард Артемьев рассказали об Андрее Тарковском, о совместной с ним работе над картинами «Солярис» и «Зеркало».
Свидетельства, собранные в книгу, характеризуют не только личность – как героев, так и автора, – но и сам процесс творчества, рождения искусства. А соприкасаться с историей культуры своей страны всегда познавательно.