Под моду нельзя подстраиваться. Если ты подстроился под моду – ты уже вторичен. И хотя вообще мода достаточно неприятная и зачастую искусственная штука, но всё же на гребне волны именно те, кто эту моду создаёт. К чему это я? А это я к тому, что поэзия в XXI веке перестала быть модной и привлекательной для зрителя и читателя как явление. Если в начале прошлого века Маяковский и Есенин собирали в Политехническом музее толпы желавших их послушать, если в 50–60-е народ тоже буквально ломился на выступления поэтов, сейчас единицы имеют хоть какой-то успех, и то, как правило, в Сети.
Я подхожу к зданию Нотно-музыкальной библиотеки им. Юргенсона, что на Николоямской набережной. Пусть вас не смущает название, вроде бы никакого отношения не имеющее к литературе. Именно здесь несколько раз в месяц проходят литературные представления, бенефисы различных писателей, вечера детской поэзии и сборные вечера, где сразу несколько авторов представляют на суд публики свои творения. Меня встречает идейный руководитель поэтического арт-салона «Фелисион», созданного при библиотеке, поэт Лариса Прашкивская. Зал небольшой, мест на 60, на сцене – рояль. Зеркальные потолки отражают портреты известных композиторов, развешанные по стенам. Выступают здесь стихотворцы разных возрастов, публикующиеся в Интернете, члены союзов писателей и нигде пока не публикующиеся, что называется, новички и ветераны литературной жизни. Для того чтобы разнообразить выступления поэтов, нередко в представлениях принимают участие отдельные музыканты, а то и целые группы разной жанровой направленности. Сами мероприятия проходят, как правило, вечером и состоят из нескольких частей: непосредственно авторской, когда заявленные в анонсе писатели читают свои произведения, далее начинаются выступления приглашённых музыкантов, а завершает вечер «свободный микрофон». На протяжении всего представления зрители могут активно участвовать и задавать вопросы выступающим, вести с ними открытую и живую дискуссию. Правда, далеко не всегда слушатели на это решаются. Возможно, просто стесняются.
Наиболее плотное общение проходит во время небольших антрактов, а также до и после начала вечера. Строгих временны´х рамок у таких мероприятий не существует. Конечно, до полуночи никто не засиживается, средняя продолжительность вечера – около 2–3 часов. В главный минус можно записать отсутствие какой бы то ни было аппаратуры. Но, с другой стороны, зал небольшой, и «свободный микрофон» вполне может остаться метафорой. Вообще же за время своего трёхлетнего существования площадка библиотеки приняла немало авторов. Среди них лауреаты национальной премии «Золотое перо Руси» – Надежда Смаглий и Елена Вартересьянц, бард Геннадий Банников (Алма-Ата), детская писательница Ирина Дружаева (Нижний Новгород), издавшая чудесную книжку с собственными рисунками в стиле традиционной городецкой росписи, Виктор Батраченко, поэт и одновременно доцент кафедры прикладной физики, астрономии и технологий Воронежского государственного педагогического университета, журналист-корреспондент Радио «Зальцбург» Екатерина Реджебова (Австрия), Андрей Бениаминов из Пскова, автор сборника стихов «Может, сбудется?». В 2009 году арт-салон стал призёром премии Общественного признания в номинации «Лучший молодёжный проект». Помимо этого регулярно издаётся альманах, в котором публикуются как поэзия, так и проза.
«Когда создавался салон, не думаю, что кто-то держал в голове необходимость его отличия от других, – говорит Лариса Прашкивская. – Создавали место, в котором было бы приятно встречаться людям, одинаково заряженным на творчество. Хотелось активнее привлекать молодых, начинающих авторов, которым не всегда удаётся на литературных встречах занять микрофон более чем на 5 минут. Однако работы по привлечению зрителя со стороны только нашей, администраторской, недостаточно. И хотя мы, конечно, заботимся об этом, даём объявления в Интернете, окружной и районной прессе, хотелось бы, чтобы и сами авторы старались привлечь к себе внимание и любовь публики».
Тут я полностью согласен с Ларисой. Беда современной поэзии ещё и в том, что сами авторы часто виноваты, если их выступления не собирают того числа слушателей, которое могли бы. Выступающие порой производят впечатление не поэтов, а уставших от повседневных забот офис-менеджеров. Когда человек и начинает по мятой бумажке монотонно и скучно читать пускай хорошие стихи, тут уж вряд ли даже качество текстов спасёт. Полнейшее неуважение к зрителю и публике и нежелание учиться читать со сцены.
Часто спрашивают: а нужна ли сейчас поэзия читателям? И почти всегда слышится в ответ: нет, поэзия, мол, привилегия интеллигенции, а у нас слишком много обывателей, которым плевать на всё, кроме того, чтобы работал Интернет, было пиво и никто не «доставал». В корне не соглашусь. Неверно разделять публику на «своих» и «чужих». Я бы по-другому поставил вопрос: а нужна ли поэзия самим авторам, которые объединяются в кружки, но даже пальцем не пошевелят, чтобы родить ту самую моду на стихи, о которой говорилось в начале? Тоже так и тянет сказать: нет.