По давней традиции в декабре Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова вручает одну из самых престижных наград российского музейного сообщества – «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». В этом году церемония прошла под знаком 190-летия Сергея Михайловича Третьякова, выдающегося общественного деятеля и мецената.
Сегодня главный музей национального искусства ассоциируется в первую очередь со старшим из знаменитых братьев. Между тем в начальный период своего существования галерея носила имена обоих Третьяковых, и именно скоропостижная кончина Сергея Михайловича, коллекционировавшего произведения западноевропейского искусства, подвигла Павла Михайловича ускорить передачу объединённого семейного собрания в дар Москве.
Сергей Третьяков обладал незаурядными организаторскими способностями, применение которым он нашёл не только в фамильном деле, но и на общественном поприще. Московское купеческое общество, Русское музыкальное общество, Славянский комитет и иные институции были многим обязаны его энергии, таланту и щедрости. Но более всего Сергей Михайлович проявил себя на посту московского городского головы, употребив все силы на благоустройство родного города. Камергер, князь Владимир Голицын писал о нём: «Лучшего выбора сделать нельзя было. Умный, культурно образованный, обладавший прекрасным, но очень твёрдым характером, он умел воодушевлять своих сотрудников и сотоварищей, внушать им любовь и преданность делу, которое сам он безгранично любил и которое знал до мельчайших подробностей… Третьякову удалось собрать… и воспитать целый ряд молодых деятелей – специалистов, инженеров, архитекторов, врачей, из которых многие заслужили громкое имя в городских летописях. <…> В три года своей службы головой не дума только, но и вся Москва ощутила в нём настоящего своего представителя, стоявшего на высоте возложенной на него задачи».
Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова бережно хранит традиции меценатства и память о создателях общедоступного художественного музея. Премия «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству» вручается с 2006 года. Первыми лауреатами стали сотрудники Третьяковской галереи, посвятившие родному музею более полувека. Для «сытых 2000 х» это было почти невероятное событие, если вспомнить, как настойчиво внедрялась в наше сознание мода менять работу каждые два-три года и профессию каждые десять лет. По счастью, такое поветрие мало-помалу сходит на нет – люди с надёжными опорами в жизни ценятся теперь на вес золота. К лауреатам 2024 года это относится в полной мере.
Главный научный сотрудник Третьяковской галереи Ольга Дмитриевна Атрощенко посвятила музейной работе 40 лет. Начинала в музее-заповеднике «Поленово», избрав основной темой своих научных интересов творчество Василия Поленова, членов его семьи и учеников – Константина Коровина, Исаака Левитана, Ильи Остроухова и др. Много лет Ольга Дмитриевна работает в отделе живописи второй половины XIX – начала ХХ века ГТГ и любит своих героев настолько, что посвящает им выставки, конференции, статьи и даже инициирует подготовку периодических изданий, как было с номером журнала «Русское искусство» об И.С. Остроухове. Стараниями Ольги Атрощенко экспозиционная летопись Третьяковской галереи пополнилась двумя подлинными жемчужинами – монографическими выставками Константина Коровина и Валентина Серова (за три месяца её посетило полмиллиона человек!), в начале XXI века всколыхнувшими интерес к отечественной истории и культуре. В настоящее время Ольга Дмитриевна готовит выставку Бориса Кустодиева, которая обещает стать столь же значительным событием.
Второго лауреата – Елену Степановну Чуракову коллеги называют реставратором от бога. Интерес к этой сложной профессии ей передал отец – известный советский реставратор, заслуженный художник РСФСР Степан Сергеевич Чураков. Любимому делу Елена Степановна отдала 44 года, включая несколько лет работы в Государственном НИИ реставрации. В Третьяковской галерее она возглавляет отдел реставрации живописи ХХ века. Её искусными чуткими руками возвращены к жизни многие картины: «Отец и сын», «Александр Невский» и «Портрет художников Кукрыниксов» Павла Корина, «Колхозный праздник» Сергея Герасимова, «Письмо с фронта» Александра Лактионова, «Летом» Аркадия Пластова, «Новая Москва» и «Даёшь тяжёлую индустрию» Юрия Пименова и другие. Все они составляют золотой фонд советской живописи. Желая способствовать притоку в галерею молодых реставраторов, Е.С. Чуракова немало времени отдаёт преподавательской работе.
По традиции третья премия присуждается сотруднику регионального музея. В этом году звания лауреата удостоен Игорь Александрович Припачкин, директор Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки. В 2025 м музею исполняется 90 лет, 40 из них стали и страницами трудовой биографии Игоря Александровича, посвятившего жизнь сохранению и популяризации творчества выдающегося советского художника. Неустанное пополнение музейного фонда, выставки в Риме, Мадриде и Гамбурге, вызвавшие огромный интерес зарубежной аудитории, масштабный проект «Дейнека/Самохвалов» в Петербурге, совместные выставки с Третьяковской галереей, яркая и насыщенная программа мероприятий, приуроченная к 125-летию со дня рождения Александра Дейнеки, отмечавшемуся в этом году, – лишь малая часть того, что осуществлено Припачкиным и его коллегами. Необходимо сказать о главном: директору удалось в экстремальных условиях переместить собрание Курской галереи в безопасное хранилище в глубь страны.
Премия имени П.М. Третьякова для российского культурного сообщества имеет особую цену. Труд музейщиков, за редким исключением, остаётся в тени вверенного им бесценного достояния, однако страна, как говорится, должна знать своих героев.