Игорь Артамонов, Норрчёпинг, Швеция
Скандинавию взбудоражило высказывание министра обороны Швеции. Пауль Йонсон призвал Европу перейти на военное положение, заявив, что она целиком и полностью должна быть готова к войне. Министр говорит: «Требуется морально подготовиться к худшему… и решительно противостоять угрозам, защищать мирное существование. Русские постоянно проверяют нашу готовность, но Путину ничего не удастся!»
Ранее Пауль утверждал, что СВО несёт разрушительные последствия для России, ссылаясь при этом на искажённую статистику. И храбрился: «У нас есть чем ответить, пусть русские знают, если их корабль или авиация подойдут близко, мы им дадим такой отпор!» А кто-то и своих пугал. Карл-Оскар Болин, министр гражданской обороны, сказал, что над Швецией нависает угроза войны, ничем не подкрепляя эти словеса.
Премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон как «отец нации» заявлял, что, мол, и стар и млад обязаны при первом зове правительства встать на защиту королевства, не щадя живота своего. Я ранее писал в «ЛГ», что каждый, кто хоть как-то знаком с деятельностью Ульфа, знает: кристальной честностью, самоотверженностью и заботой не то что о нации, но хотя бы о близких данный субъект не отмечен. На пресс-конференции 10 сентября, когда новый министр здравоохранения Элизабет Ланн упала перед публикой в обморок, Ульф, находясь в двух шагах от неё, и бровью не повёл, лишь поправил галстук...
Если к близкому окружению, как и к народу относятся равнодушно, на какую реакцию можно рассчитывать? Видимо, опасаясь гнева, власти укрепляют защиту самих себя. В Доме правительства охрана сейчас – будто это военный объект, совсем не так, как ещё с десяток лет назад. Теперь даже своих, со служебными пропусками, шерстят. Знакомая сотрудница ведомства по соцстрахованию, которая недавно по служебным делам была в отделе риксдага, с изумлением рассказывала о невиданных ранее мерах безопасности.
Вспоминаю слова своего товарища. Несколько лет назад он говорил: «Мы нейтралы, в Швеции не будет никакой войны, а если случится, уеду по-быстрому в Таиланд». Похоже сейчас думают многие. Почему? Людям мучительно сознавать, что прежней Швеции нет, руководят ею какие-то предатели и глупые марионетки. Уж какое тут доверие к власти? Вот тот же упомянутый министр обороны. В 2024 году он подписал с США договор DCA (Defence Cooperation Agreement). Согласно ему Штаты получают беспрепятственный доступ к 17 военным районам Швеции. Техника, авиация, флот вправе свободно передвигаться по стране. Янки освобождены ото всех взносов за пользование дорогами, портами и прочей инфраструктурой. 22 октября Швеция и Украина, как сообщает РИА «Новости», подписали письмо о намерениях продажи шведских истребителей Gripen E Незалежной – речь о 100–150 дорогущих самолётах. Но выпущен пока только один! И то для самих себя.
Отдельная тема – сами военнослужащие Швеции. Всё больше свидетельств, что их подготовка не тянет даже для знакомой россиянам игры «Зарница». За последние 20–25 лет расформировано много военных полков, упразднены даже стратегические, как их называют, склады готовности для населения. По сведениям редакции новостей Шведского радио Ekot («Эхо») от сентября 2025-го, в Швеции около 7000 офицеров-резервистов, но лишь малая часть из них годна к строевой, а средний возраст – 55 лет. Чем же воевать, господа хорошие? Да и кто нападает?
Недавно перечитал книгу Ремарка «На Западном фронте без перемен». Эх, заставить бы ознакомиться с нею всех власть имущих, как и будущих солдат, которым подают войну как победную прогулку. Увидели бы, как оболваненные молодые немцы рвались на фронт, потом гибли там пачками, а кого-то привозили без рук, без ног и без оркестра. Через сто лет после Первой мировой войны ситуация во многом другая, а оружие намного страшнее. Но бравые министры готовы кому угодно «дать такой отпор». Увы, кишка тонка.