В диалоге с прошлым. – М.: АИРО-XXI, 2008. – 432 с.
Интервью со знаменитостями, собранными под одну обложку, сейчас никого не удивишь. Как и мемуарами. И то и другое по нынешним временам – жанры весьма востребованные, и издатели обрушивают на читателей целые водопады соответствующей литературы. Однако читателю негламурному (к счастью, сохранились ещё такие индивидуумы) найти в этих бурных потоках что-то действительно оригинальное по стилю и по кругу «действующих лиц» удаётся нечасто. В этом смысле книга Леонида Козлова являет собой приятное исключение.
Анастасия Цветаева, Рина Зелёная, Евгений Габрилович, Анна Тимофеевна Гагарина, внучка академика Павлова Мария Соколова, дочь Маяковского Патриция Томпсон… Какие имена, какие судьбы! Художник и журналист в одном лице, автор обладает своеобразным чутьём на натуру и позволяет своим героям оставаться и в слове, и в жесте такими, какими их создала природа. Поэтому тексты его далеки и от напористой заданности интервью, когда журналист стремится любой ценой вывести собеседника на нужную ему тему, и от выверенной бронзовости мемуаров, создаваемых, как правило, для отвоевания места под солнцем для персоны вспоминателя. Их и текстами-то назвать трудно. Скорее – зарисовки с натуры.
Особый колорит книге придают портреты собеседников автора. Иногда это только беглые динамичные наброски, сделанные прямо во время разговора, иногда – серьёзно проработанные полотна. Смотришь на них и лишний раз убеждаешься, что фотография, при всём её могуществе, на самом деле может далеко не всё. Есть в природе человека нечто ей неподвластное, но доступное кисти или карандашу, ставшим продолжением живой человеческой руки.
Память живёт по своим собственным законам. В каком-то смысле она – великий уравнитель, который случайную встречу с уличным мальчишкой хранит столь же бережно, как и встречу с великой актрисой. Кому-то такое смешение судеб и событий в рамках одной книги покажется погрешностью против безупречности стиля, а кто-то сочтёт такую «вольность» более чем естественной. Это уже личное дело читателя. Но вот о чём действительно можно искренне пожалеть, так это о том, что книга, судя по всему, так и не попала в руки внимательного редактора: в тексте немало ошибок и досадных опечаток. Уважаемым издателям следовало бы с большим вниманием отнестись и к автору, и к читателям.