Максим Климов. Спелый август: книга стихов.
– М.: У Никитских ворот, 2022. – 104 с.
В сборник Максима Климова «Спелый август» вошли стихотворения разных лет. В оформлении книги использованы сделанные автором фотографии.
Читаешь – и погружаешься в волшебный мир, наполненный ёмкими образами и ласкающими слух звуками, и заворожённо замираешь. Похожие чувства испытывает ребёнок, когда ждёт подарков под Рождество или оказывается в парке аттракционов, где крутится колесо обозрения, играет музыка, продают сахарную вату.
Подобное пространство создаёт в своей книге и Максим Климов. Только в центре внимания поэта – не парк в сердце города, а русская природа. Именно она в мироощущении автора – источник волшебства:
Сон стряхнув, просыпается лес,
Выходя из объятий холодных.
Начинается время чудес,
Превращений и таинств природных.
Природа у Максима Климова – не декорации и не фон, а живой организм. Всё, что окружает человека, обладает своим характером, голосом («Лишь болото мшистыми губами / Что-то тихо шепчет за спиной») и собственной неповторимой судьбой («Понурые сугробы не спеша / К сараям обречённо отползают / И, не найдя спасенья, умирают…»). Лес, деревня и сама земля – всё живёт, дышит, движется, звучит:
Нельзя не отметить мелодичность стихотворений, вошедших в книгу. В них нередко встречаются аллитерация и ассонанс, а ритм часто схож с ритмом текстов народных песен и стихотворений русских поэтов-классиков: Пушкина, Есенина, Кольцова.
Ляжет, ляжет пух лебяжий –
Будет мягкою постель.
Сказку длинную расскажет,
Заметёт следы метель.
Вообще, звуки занимают особое место в поэтическом пространстве книги. Это и речь людей, и щебетание птиц, и «голоса» неодушевлённых предметов: «Половицы скрипнут. Тихо так / Лязгнут косы, на стене качаясь», «Воробьиный спор – возня и крик». Такое внимание к окружающему миру свойственно детям. Когда человек ещё очень молод, его взгляд не замутнён, а душа открыта всему новому. Эти качества удалось сохранить в себе и самому Максиму Климову. Поэт Валерий Лебединский в послесловии к сборнику написал о его авторе так: «Он мне интересен свежим, не тронутым модой взглядом. Находками там, где, кажется, истоптано столько троп, что голос твой вряд ли услышат». И с этими словами невозможно не согласиться.