, кандидат филологических наук, ИМЛИ
В дни, когда отмечается 75-летие Первого съезда Союза советских писателей, вполне уместно задаться вопросом: насколько необходимо было подобное объединение и нужно ли оно сейчас?
Вопреки расхожему мнению, будто писателей насильно загоняли в союз, они вступали туда по доброй воле. В условиях, когда сами труженики пера устали от дрязг и бесконечной борьбы противоборствующих группировок, новая объединяющая структура пришлась как нельзя кстати. Это дало возможность писателям эффективно решать не только профессиональные и организационные, но и бытовые проблемы, вести прямой диалог с властью, отстаивать свои интересы.
Несмотря даже на то, что компартия стремилась превратить союз в проводник своих идей, в его рядах состояло немало мастеров, далёких от политики и карьеризма, оставшихся в литературе именно в качестве незаурядных авторов, а не функционеров.
Ныне ситуация в отечественной словесности поразительно напоминает ту, что была 75 лет назад. Несколько враждующих между собой объединений литераторов никак не могут договориться и заняться наконец своим прямым делом, вместо того чтобы обливать друг друга помоями и делить давно уже расхищенное имущество бывшего Союза писателей СССР.
Неудивительно, что власть не уделяет этим структурам серьёзного внимания, которое уделяла бы, разговаривая с серьёзной организацией, представляющей интересы всех писателей страны – «от Москвы до самых до окраин».
Есть над чем задуматься…
В апреле 1932 года опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», с которого и начинается предыстория Первого съезда советских писателей. 7 мая 1932 года принято Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по выполнению постановления По-литбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», среди перечня практических мероприятий было утверждение Организационного комитета Союза советских писателей (по РСФСР) в составе М. Горького (почётного председателя), И. Гронского (председателя оргкомитета), В. Кирпотина (секретаря союза), А. Фадеева, Ф. Панфёрова, В. Киршона, П. Павленко, А. Серафимовича, П. Замойского, В. Ставского, Ф. Березовского, И. Жиги, В. Билль-Белоцерковского, М. Чумандрина, В. Бахметьева, А. Безыменского, К. Федина, Н. Тихонова, А. Малышкина, Н. Асеева, Вс. Иванова, Л. Сейфуллиной, Л. Леонова и М. Слонимского.
Главной задачей Оргкомитета ССП была деятельность по активизации подготовительной работы к Всесоюзному съезду писателей. Политбюро ЦК рассматривало создание оргкомитета прежде всего как организацию временную. Об этом было сказано Сталиным на совещании писателей-коммунистов, происходившем 20 октября 1932 года на квартире Горького: «Я смотрю на оргкомитет как на временный орган, который должен подготовить Всесоюзный съезд. И только…» Этот съезд был нужен для организации единого легитимного союза литераторов страны. Глава государства весьма откровенно высказался: «Ликвидировав РАПП и создав новую литературную организацию, мы стремились привлечь в эту организацию представителей от всех литературных группировок», и только на этой основе «будет создан единый союз, в котором объединятся все и в котором будет единая руководящая фракция коммунистов».
Немаловажной проблемой для оргкомитета было определение сроков проведения съезда, которые менялись несколько раз. 27 сентября 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) поднимает вопрос о дате проведения съезда советских писателей и принимает решение: «отложить съезд писателей до середины мая 1933 г.».
16 марта 1933 года председатель оргкомитета И. Гронский подаёт докладную записку в Секретариат ЦК ВКП(б) с результатами организационной работы по проведению съезда. 22 марта Постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) принято решение: «созвать съезд Союза советских писателей СССР 20 июня 33 г. в Москве». Кстати, обоснованием этой даты стало возвращение М. Горького на родину, который немедленно включился в работу оргкомитета.
При подготовке единого «монолитного» писательского союза в литературных организациях страны проводился смотр творческих сил, итоги которого и были положены при решении вопроса о зачислении в будущий союз писателей. 5 июня 1934 года секретарь оргкомитета П. Юдин писал Горькому: «…Расстановка сил в союзе писателей получается интересная и, безусловно, в нашу пользу. Из 264 принятых сто человек коммунистов (а из 326 не принятых коммунистов 52 ч.). При этом для коммунистов скидки комиссия не делала (только разве в единичных случаях)…»
Казалось бы, отбор в будущий союз проведён, республиканские съезды писателей проведены, делегаты избраны – осталось только встретиться в Москве. Однако 14 июня 1934 года на имя руководителей страны Сталина, Кагановича и Жданова подана коллективная докладная записка членов оргкомитета П. Юдина, В. Кирпотина и В. Ставского, в которой сообщалось:
«Съезд советских писателей откладывался три раза, четвёртый срок съезда – 25 июня этого года. Мы считаем, что больше откладывать съезд невозможно по следующим причинам:
1. Съезд подготовлен и по серьёзному. За последние месяцы Оргкомитета (Всесоюзный и республиканские) развернули большую политическую и литературную работу. Проведены предсъездовские совещания в республиках и всесоюзные – по поэзии, драматургии. По оборонной литературе, по художественному очерку и др. Проведён ряд диспутов и докладов. Во всех этих совещаниях писатели принимали активное участие. Основные вопросы художественной литературы обсуждены широкими массами писателей. Большинство докладов уже написано (Кирпотин, Тихонов, Ставский и др.), остальные доклады (Киршон, Погодин, Толстой) будут в ближайшие 2–3 дня. Тов. Радек готовит доклад с 20 апреля. Тов. Бухарин – с середины мая. Если им твёрдо сказать срок – доклады они сделают. Кроме того, надо иметь в виду, что центральное место займут доклады М. Горького, Радека и Бухарина. За эти доклады можно быть уверенными, что они будут интересны и на достаточно высоком уровне.
2. Приём в Союз писателей в основном закончен. Работа по приёму в Союз в сильной степени подняла политическую активность писателей, мобилизовала их к съезду, повысила их чувство ответственности за Союз и за подготовку съезда.
3. Проведена большая политическая работа по подготовке съезда среди рабочих партийцев и советской интеллигенции. Собирались партийные активы в краях и областях по вопросам литературы. В Москве проведено уже 8 районных партийных активов, на 20 крупнейших предприятиях Москвы проведены широкие рабочие совещания по вопросам литературы и задачам съезда. На всех собраниях принимают участие беспартийные и партийные писатели. Ежедневно по радио даётся информация о подготовке съезда писателей.
4. Больше месяца ежедневно со страниц газет пропагандируется съезд. Не только центральные газеты, областные и краевые, но и заводские многотиражки систематически уделяют время подготовки к съезду. Всюду пишется, что съезд будет 25 июня. Без преувеличения можно утверждать, что к съезду привлечено внимание всей страны.
5. По всем союзным республикам идут съезды писателей...
6. В иностранной прессе также много уделяется внимания нашему съезду. В советской и иностранной прессе через ТАСС было опубликовано приглашение Оргкомитета иностранным писателям. Интерес к съезду иностранных писателей большой. Имеется ряд запросов о разрешении прислать на съезд писателей из стран не упомянутых в нашем приглашении (Чехословакия, скандинавские страны, Греция). Ряд иностранных писателей уже выехал в СССР, а некоторые уже приехали (приехал Андерсен Нексе; 15–17 июня приезжает Анри Мальро, Пливье, 17–18 июня приезжают турецкие писатели, в 20-х числах приезжают писатели ряда других стран).
7. У советских беспартийных писателей в связи с частыми перенесениями сроков съезда, вообще пропала вера в съезд и идея съезда становилась непопулярной. За последние месяцы мы вновь добились твёрдой уверенности в съезде и значительно подняли к нему интерес. Отложить съезд на осень сейчас – окончательно дискредитировать съезд...
8. Наконец, затрачены большие деньги: оргкомитет уже арендовал помещение для съезда, гостиницы для делегатов, столовые и сделал ряд других расходов.
Исходя из всего вышеизложенного, мы считаем, что ни по политическим мотивам, ни со всех других точек зрения переносить съезд на осень невозможно.
Мы заверяем ЦК, что съезд будет проведён неплохо, и несём полную ответственность за него...»
15 июня 1934 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) принято последнее и как будто окончательное решение об открытии Всесоюзного съезда писателей 15 августа 1934 года; но и эта дата подверглась корректировке. Свою работу Первый Всесоюзный съезд советских писателей открыл 17 августа 1934-го. Именно этот день и считают датой рождения Союза советских писателей.