Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Над молчанием прежних эпох

01 января 2007

ПОЭЗИЯ                                                                                                                                                                                               

Михаил СИНЕЛЬНИКОВ

Парад Победы

В.Е. Субботину
Не парад сорок пятого года
С торжествующим ржаньем коней
И с пучками штандартов у входа
В заселяемый вновь мавзолей.

Но холодное утро столицы,
Из которого в сумрак шагнул
Этот строй непреклонно-безлицый,
Наступающий хрипнущий гул.

Над безмолвием армий разбитых,
Над молчанием прежних эпох –
Ополчений отчаянный  выдох
И резервов решительный вдох.
Всё морозным дыханьем поведай,
Чтобы врезались в сердце навек
Эти редкие цепи Победы,
Уходящие в реющий снег!

Ушедшему веку
Вот и всё. Но ведь были же всё же
Перед Зимним снега и костры,
Эти песни твоей молодёжи,
Эти горны твоей детворы.

Эти урки в пробоине шлюза,
Премиальные их пирожки.
Проработки, война, кукуруза,
Бег с Америкой вперегонки.

Эта жизнь под присмотром, в прицелах,
В задыханьях и хрипах стиха…
Фотографий её пожелтелых
Остаётся на пальцах труха…

Эти гордые реки металла,
Завоёванный рай впереди…
Всё, что плавилось там и пылало,
Всё, что там клокотало в груди.

То, что вдруг оказалось далече,
То, что мчащийся день заградил,
Заслонили бессчётные свечи,
Безучастные взмахи кадил.

* * *
Железный голос воинского хора,
Грозя, из сердца Азии идёт
В переполох церковного собора,
В пергамский день и  плеск эгейских вод.

Так шли они, упрямы и угрюмы,
Топтали поле Косово, Стамбул,
Как будто бы пастушеские думы
В необоримый превращая гул.

Поповка
Кажется, полковнице Поповой,
Киснувшей в именьице своём,
Твой подзол достался бестолковый,
Злой народ и тусклый серозём.

Или вдруг Олениной Аннете
Стал приданым мир твоих заплат.
Памятью о незабвенном лете
Пушкиным воспетый полон взгляд.

Но соха, лежащая в музее
За стеной чуть зримого стекла,
Оплатила столькие затеи
И такой оброк проволокла!

Раннею весной в сыром тумане
Девятнадцатого февраля
Плакали крестьяне и дворяне,
Думая при этом: «Чья земля?»

* * *
Основывая города,
Нельзя предвидеть никогда,
В какую вымахнет громаду
Созданье духа и труда,
Какую вынесет осаду.

Какие будут мятежи…
Все очертания свежи,
И пахнет плотницкою стружкой,
Когда заглянешь в чертежи
Между похмельем и пирушкой.

И думать некогда о том,
Кто будет здесь в каком-то веке
Стоять на берегу пустом,
Когда над шпилем и крестом
Сомкнутся времена и реки.

Звук                                                                                                                                   Фёдор ЕВГЕНЬЕВ
Был в груди этот звук, он сейчас ещё,
кажется, рядом,
Но уже отзвенел, ускользнул
из протянутых рук.
Опустели слова, не ухватишь ни мыслью,
ни взглядом
Всё, что выразить мог этот сильный
напрягшийся звук.
Удаляется гул – угасающая вереница
Чуть живых отголосков…
Уже не угонишься ты…
Так чего же он хочет за то,
чтобы в душу вселиться?
Поздней страсти, беды или юности
и нищеты?

* * *
Нет в российских романах
счастливых концов,
Непременно должны быть концы тяжелы.
Если даже начало – под звон бубенцов,
Всё равно под конец загремят кандалы.
Кто этапом бредёт, прозревая в пути,
Кто богатство бросает, берясь за суму,
Кто под поезд бросается, и не найти
Никакого другого конца никому.

Обречённый приходит сдаваться в ЧК,
Гибнут наши подпольщики в смертном
кольце…
Соловьи голосисты, светлы облака,
Мы узнаем, однако, что ждёт нас в конце.

Но такое блаженство нам было дано –
Отвлекаясь на час от обычных легенд,
Видеть сладкие сказки в трофейном кино,
В их бреду поцелуйный узреть хеппи-энд.

Память
Как младенец, спелёнатый туго,
Пробуждается память, и тут
Самоцветные волны недуга,
Воскрешённые лица идут.

В промежутках – какие-то пятна,
Ускользающей жизни стекло…
Не поймёшь, да и всем непонятно,
Как сквозь пальцы оно утекло.
Только памяти хватка железна,
И тебя не отпустит твоя
Бытием окружённая бездна
Многолюдного небытия.

* * *
Но держава – не только линкоры и домны.
Блещет сцена, покуда заводы дымят.

Вот овацией зал разражается тёмный,
И Уланова мчится учить диамат.

И в мерцанье имперском озёр лебединых –
Озерлаговец, взявший проездом билет,
Командармы, женатые на балеринах,
И к вождям выбегающий кордебалет.

* * *
Вдруг я понял, что старость – не годы,
Лишь развившийся свиток утрат.
Удалившись под тёмные своды,
Эти лица по-свойски глядят.

И такой перевес над живыми
У вошедших в задумчивый дым,
Что уже не прощаешься с ними,
А душой устремляешься к ним.

Пустыня
Нет ничего излишнего в пустыне,
Она проста и в бедности горда,
Она глуха от века и доныне.
Здесь если что и нужно, так вода.

Весною зацветают эфемеры.
Вдруг оживут астральные тела,
То розово-свежи, то нежно-серы,
Пока жара их не сожжёт дотла.

И  вспомнишь вдруг во сне благоуханном,
Где время – как песчаная струя,
И край вселенной брезжит за барханом,
Что всё, что нажил, – лишь душа твоя.
5 мая 2011

Обсудить в группе Telegram

Михаил Синельников

Михаил Исаакович Синельников (род. 19 ноября 19... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS