Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 27 ноября 2019 г.
  4. № 48 (6715) (27.11.2019)
Литература Библиосфера Стихи Рецензия

Над облаком времени

27 ноября 2019

Остров: антология новосибир­ской поэзии: 154 стихотворения. – М.: Беловодье, 2019. – 208 с.: ил.


«Остров» – первая книга проекта «Поэтические огни России», который реализуется издательством «Беловодье» совместно с Союзом писателей России.

Составитель антологии – литератур­ный критик Мария Бушуева предлага­ет рассматривать авторов независимо от степени их известности, так как «ключ к поэтическому бессмертию отнюдь не биографический и не премиальный, не личностно-психологический, а чисто поэтический». Перед издателями стояла задача продемонстрировать стихотвор­ный срез творчества новосибирцев во всём «богатом разнообразии». По сло­вам составителя, в едином пространстве книги сосуществуют традиционное сти­хосложение, верлибр, «рваная» строфи­ка и современный раёшный стих.

Наряду с классическими стихотво­рениями Елизаветы Стюарт и порази­тельной по глубине лирикой Алексан­дра Кухно читатель обнаружит в анто­логии и иронические строки Дмитрия Рябова, и тяготеющие к авангардиз­му произведения Антона Метелькова, и яркие стилизации Андрея Верхо­ва, в которых сочетаются фольклор­ное и футуристическое, архаичное и актуальное.

Но, несмотря на разницу авторских почерков, все стихи, собранные вместе, словно образуют единую поэтическую карту Сибири. Каждое из стихотворе­ний – как отдельный город, самобыт­ный и уникальный, занимает на этой карте своё особое место.

Объединяющим мотивом, общим для творчества большинства авторов антологии, можно назвать образ малой родины. На первый план выходят тра­диционные ценности, связь с историче­скими корнями, фольклорная состав­ляющая русской культуры.

Поэт, артист-чтец Юрий Мага­лиф создаёт трогательный образ сво­ей бабушки, подчёркивая значимость и ценность роли, которую та сыгра­ла в его жизни: «Моя бабка Федосья Трофимовна / была маленькая певи­ца – / пела глухо и хрипловато, / но возвышенно и легко! / Озаряет меня её пенье, / как таинственная зарница, / что мелькнула над облаком времени / далеко, / далеко, / далеко…»

Пронзительный образ матери встре­чаем у Александра Плитченко:

Мама за неделю уставала

И к субботе старая была.

Мама в воскресенье вышивала,

Нитки разноцветные брала.

Фольклорное и песенное начало ярко выражено в творчестве Юрия Бернад­ского. Под его пером оживают для чита­теля славянский бог Ярило, «жита сто­рож – Полевик», в его стихах течёт «мёд янтарный – сок земли». С неподдель­ной горечью поэт задаёт риторический вопрос, буквально повисающий в воз­духе: «Сторона родная… Ты ещё жива?»

Эта тоска по стране, нынешней и про­шлой, а также едва уловимое ощущение быстротечности времени, конечности земного пути, нереальности происхо­дящего переданы в строках Александра Романова, Николая Шипилова, Леони­да Овчинникова, Елены Русак, Марии Дубиковской.

Ещё одна важная тема, которая то и дело проявляется в творчестве новоси­бирских поэтов, – тема памяти. Воспо­минания о детстве, о самых трогатель­ных и значимых моментах жизни часто становятся основой сюжета, «строитель­ным материалом», из которого воздвига­ется здание стихотворения. Например, у Надежды Пузыревской читаем: «Был у отца за городом участок, / который громко назывался – сад. / Предметом умных споров о мещанстве / служил он мне двенадцать лет подряд. / Была б нужда таскать большие лейки, / под жарким солнцем биться с сорняком, / ведь помидоры стоили копейки / в вос­кресный день на рынке городском». От финальных строк этих стихов веет дыха­нием смерти, с которой рано или поздно приходится сталкиваться каждому чело­веку: «Ещё с погоста помню путь обрат­ный, / где он остался навсегда лежать… / В тот страшный год собрали мама с бра­том / отцовских яблонь первый урожай».

Юрий Ключников упоминает «чистое тепло», поднявшееся «из глубин души»:

Много лет назад за Волгой

Или, может быть, под Тулой

Пролилось оно на сердце

И на дно его легло.

Дорогие сердцу места есть у каждого человека. В стихах, вошедших в анто­логию, мы встречаем Тобольск, Томск, Новосибирск…

В стихотворении «Поздним вечером по старому Томску» Владимир Назан­ский с первых строк создаёт образ горо­да: «По улицам кривым, как пятерня старухи, / Заброшенных церквей беле­ет мутный взгляд, / Чьих выплаканных глаз, / заплаканных до жути, / Случай­ный пешеход стремится избежать».

Разбросанные по миру, заблудив­шиеся в лабиринтах собственных вос­поминаний и переживаний, новоси­бирские поэты ощущают неразрывную связь друг с другом, со своими корня­ми, с Богом. «Все мы в одной хлебопеч­ке, в одной тестомеске», – пишет Ста­нислав Михайлов. «Мы, каракули Бога, пытались себя прочитать» – такой образ находит Анатолий Соколов.

А жизнь всегда торжествует, как в строких Владимира Ярцева:

Жизнь сузилась. Сквозь смотровую щель

Доступен лишь сегмент июльской воли,

Где первобытный освящает шмель

Не минное, но клеверное поле.

И на этом клеверном поле, как на карте нашей общей вселенной, каждому чело­веку и творцу отведено своё особое место.

Тэги: Поэзия Книга Юлия Скрылва Антология Остров
Обсудить в группе Telegram

Юлия Скрылёва

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Весенней нежности источник

    01.05.2025
  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Лёг на землю первый снег

    26.12.2024
  • Лениво солнце катится в зенит

    31.10.2024
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS