Не предполагали мы, что нам придётся снова вернуться к фильму Алексея Учителя «Край», всерьёз претендующему, по нашему мнению, на звание самого диковатого и обескураживающего отечественного кинополотна последних лет. Этому паровозу на глиняных колёсах было уделено на страницах «ЛГ» и без того достаточно много места: вначале после выхода колосса на экраны и предвосхитившего сие событие беспрецедентного выдвижения фильма на соискание приза американской киноакадемии от России (нужно ли напоминать, что лента с треском провалилась и в прокате, и в «оскаровской» гонке); затем – в связи с утешительным обретением разом четырёх персональных премий «Золотой орёл», включая награду А. Учителю за «лучшую режиссёрскую работу» 2010 года.
Учредившая и вот 24 года кряду вручающая старейшую в стране кинонаграду по имени «Ника», Российская академия кинематографических искусств (не путать с Национальной академией кинематографических искусств и наук России, учредившей и вручающей «Золотых орлов») не раз заявляла – в первую очередь устами отца-основателя Юлия Гусмана – о своих принципиальных эстетических, а также мировоззренческих разногласиях с молодым да ранним конкурентом, детищем всесильного Никиты-«Бесогона»-Михалкова. Но последняя церемония «Ники», прошедшая на прошлой неделе в зале театра «Московская оперетта», вдруг обнаружила редкостное сходство членов двух академий в главном, в принципиальном. Не тождество, разумеется, но трогательное единомыслие в оценках узловых явлений российского кинопроцесса.
Если Национальная академия признаёт лучшим режиссёром Учителя, а лучшим фильмом – ленту Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом», то академия Российская, наоборот, лавры лучшего режиссёра отдаёт Попогребскому, оставляя за «Краем» главный приз, «Нику», в номинации «Лучший игровой фильм». Плюс ещё две «божественные» статуэтки: исполнителю главной роли Владимиру Машкову (который теперь по аналогии с заокеанскими не кинематографическими, но боксёрскими правилами может именоваться абсолютным чемпионом в своём весе) и оператору Юрию Клименко.
«Случай» одного из двух этих явных лидеров никаких вопросов не вызывает: фильм с уже вошедшим в повседневный лексикон грамматически неправильным выражением в названии стал помимо того одним из триумфаторов последнего Берлинского кинофестиваля и «Белыми слонами» (ещё одной премией, вручаемой Гильдией киноведов и кинокритиков и потому имеющей право называться наиболее профессионально объективной) остался не обойдён. А вот «история с географией» картины «Край» удивляет отныне ещё больше. Фильм, как мы видели, не произвёл впечатления ни на одну из самых разных аудиторий: ни на российских зрителей, ни на американских кинематографических деятелей, ни даже на отечественных киноведов, имеющих на всё собственное мнение, зачастую решительно расходящееся и с народной и с иностранной точкой зрения на современное наше кино… Но уважаемым академикам разом двух противоборствующих академий лента нравится. Нравится – и всё тут! Мы, конечно же, ни в коем случае не считаем себя вправе оспаривать мнение столь высоких синклитов, но предательская мысль – хочешь не хочешь – всё же свербит: а может быть, что-то неладно с самими академиями?