Концерт по случаю семилетия возвращения Крыма стал самым рейтинговым телевизионным событием 18 марта. Однако запомнится он не только народным воодушевлением и размахом праздника, но и выступлением Владимира Путина. И, в частности, минутным фрагментом, который стоит представить в печатном виде, чтобы отделить суть высказывания от эмоций, присущих «массовым мероприятиям». Итак:
«В 20-е годы прошлого века большевики, формируя Советский Союз, по каким-то причинам, непонятным до сих пор, передали значительные территории, геополитические пространства в адрес квазигосударственных образований. А потом, развалившись сами, развалив свою партию изнутри, развалив Советский Союз, привели к тому, что Россия утратила колоссальные территории и геополитические пространства. Но хочу сказать, что мы готовы жить в новых геополитических условиях. Более того, мы рассматриваем наших соседей <.> как братские народы, готовы подставить им плечо для того, чтобы обеспечить развитие, двигаться дальше, вместе, идти вперёд, используя наши конкурентные возможности, а их достаточно. Но мы никогда не согласимся только с одним, чтобы кто-то позволил себе использовать щедрые подарки России для нанесения ущерба самой Российской Федерации. Надеюсь, это будет услышано.»
Именно эта часть выступления стала поводом для широкой дискуссии в соцсетях и, что называется, на кухнях. Среди прочего высказывалось несогласие с идеей, что большевики передали территории «по непонятным причинам». Представители консервативно-охранительного лагеря утверждали, что мотивы большевиков понятны и лежат в плоскости русофобии. На левом фланге высказывалась мысль, что руководство современной России находится, по сути, в положении тех самых большевиков, получивших по наследству от Февральской революции развалившуюся страну с националистическими элитами на окраинах, что нельзя не учитывать исторические обстоятельства 20-х годов ХХ века.
То есть с обоих флангов Путина обвинили в неверной интерпретации истории.
Между тем смысл высказываний президента не укладывается в рамки спора на исторические темы. Обращение Путина к истории в данном случае представляется лишь инструментом решения назревших политических задач. Большевики понадобились оратору не как мишень для критики, а в качестве логического мостика. И формула «по непонятным причинам» – это, скорее, обозначение нежелания вдаваться в детали и сосредоточиться на главном. А главное, что территории России переданы «квазигосударственным образованиям». И хотя определение Путина вроде бы относится к событиям столетней давности, гулкое эхо донесло его зловещий смысл настоящему адресату – Украине.
По сути, президент сделал первый шаг к политическому обоснованию возможных действий на украинском направлении, где оппонентом при определённых условиях Россия будет считать уже не государство, а квази-государственное образование.
Пропустим дипломатический ритуал о братских народах и готовности подставить плечо. Обратим внимание на риторическую конструкцию «щедрые подарки». Вряд ли стоит рассчитывать, что Путин снова обратится к своему дворовому детству и воспользуется, например, поговоркой «подарки – не отдарки». За конструкцией «щедрые подарки» скрывается противоположный смысл – «слишком щедрые подарки», то есть переданные одариваемому по недоразумению, ошибке, неправомерно.
Отметим и финальную фразу Путина: «Мы ещё раз ясно, чётко продемонстрировали сами себе и всему миру, что наш народ имеет возможность и способность объединяться вокруг интересов Родины». Таким образом, оратор обозначил перспективу – уйти от метафор о «подарках» и начать перечислять конкретные населённые пункты. И можно не сомневаться, оратора услышали.
Олег Пухнавцев