Завершающим аккордом политического сезона на европейском направлении стал российско-германский форум «Петербургский диалог». Он прошёл в ФРГ под Бонном 18–20 июля. Такой формат встреч особенно важен. Его учредили в 2001-м президент Путин и канцлер Шрёдер. Много лет это был самый статусный из двусторонних диалогов – всегда с участием первых лиц. В 2007–2008 годах партнёрство достигло наилучшего состояния.
Украинский кризис принёс затяжную паузу во взаимоотношениях, последние пять лет участники с обеих сторон то и дело обменивались обвинениями, иногда весьма резкими. Осенью прошлого года разговор нёс в себе чуть ли не траурную тональность.
В этот раз участники с обеих сторон слушали и слышали друг друга. Иногда даже складывалось впечатление, что работали в одном направлении. Форум открывали – нет, пока не главы государств, но министры иностранных дел – Сергей Лавров и Хайко Маас. Бескомпромиссные антироссийские участники были в очевидном меньшинстве.
Ярко выступил премьер-министр принимавшей форум земли Северный Рейн – Вестфалия Армин Лашет. Да, говорил он, сотрудничество с Россией необходимо в сфере энергетики, Германии требуется «Северный поток-2». Но с Россией надо работать и для решения мировых проблем – от Парижских соглашений по климату до конфликта в Сирии. Более того, Лашет поблагодарил СССР за победу над фашизмом, и его слова сорвали самые громкие аплодисменты вечера. Это тем более позитивно, что Армин Лашет стал наиболее вероятным преемником Ангелы Меркель на посту канцлера.
Ещё один момент: германские СМИ, обычно бичующие своих политиков за позитив к России, обошлись теперь без показных порок.
Атмосфера иная, качественные перемены налицо. Почему? Причин немало. Есть крупные потери бизнеса от санкций – на уровне земель местные элиты не желают их терпеть. Все устали от навязанной вражды с Россией – неестественной с учётом хорошего опыта последних 30 лет. Ощутима работа многих организаций ФРГ и России на улучшение отношений. Есть надежда на прогресс в реализации Минских соглашений после смены власти на Украине. Правящие партии уже не сталкивают диалог с Россией на обочину политики, не отдают на откуп таким антисистемным силам, как «Альтернатива для Германии». Хотя группу дружбы с Россией в бундестаге по-прежнему возглавляет депутат от «Альтернативы». Для России восстанавливать отношения с государством через оппозицию, ставящую цель разрушить правящую силу, – совершенный абсурд.
Однако надо, конечно, убедиться, что смена атмосферы – не просто выражение позитивных эмоций, а системное изменение, неподвластное давлению извне. Важно, чтобы благоприятная атмосфера стала воплощаться в конкретные дела. И не только на уровне земель. Ведь пока федеральные политики Германии – а на федеральном уровне доминируют глобальные интересы – по-прежнему делают жёсткие заявления по санкциям и по Крыму.
Есть и такой вопрос: готова ли Россия к снятию европейских ограничений? Продолжат ли наши чиновники строить внутреннее производство – без радикального стимула в виде санкций? И что будет после снятия контрсанкций, как защитят нашего производителя? Как, например, российские сыроделы, только что выстроившие своё производство, переживут возвращение потока европейских сыров?
Позитивная атмосфера и курс на восстановление доверия ценны сами по себе. Когда – и если – дойдёт до постепенного снятия санкций, Россия должна обратить это на пользу собственному производству и благосостоянию своих граждан.