Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Надежда не умирает

01 января 2007

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКРАН

Кадр из фильма «Граждане Беслана». Вика Каллагова. Во время захвата школы боевиками ей удалось бежать. Но она вернулась за своей младшей сестрой...Я сама – дитя войны и кое-что повидала. Я знаю литературу и фильмы о самой тяжёлой в нашей истории Великой Отечественной с её миллионными жертвами. Но то, что произошло 1 сентября 2004 года в Беслане, – словно из жизни не людей, а каких-то чудовищ. В этот праздник Первого сентября, начало учебного года, бандиты-террористы захватили в Беслане школу № 1, куда пришли нарядные дети в белых рубашках и белых фартучках с родителями и цветами. Родители привели с собой ещё и совсем маленьких детей, ибо детский сад в этот день не работал.

И террористы превратили праздник в кровавое месиво. Согнали всех в спортзал, кого постреляли, кого взорвали. 186 детей и 20 учителей были убиты. Это что-то запредельное.

Недаром эта трагедия не отпускает документалиста Вадима Цаликова. Он делает уже третий фильм о Беслане. Были «Граждане Беслана» и «Отставной учитель». Теперь вот – «Беслан. Надежда».

Два первых фильма были награждены на фестивалях. Теперь, я уверена, награды ожидают третий. Но дело не в наградах. Не сделать настоящее кино о Беслане Вадим Цаликов просто не мог. Он ведь сам осетин, и Осетия – его малая родина. Так что трагедия Беслана для него – не просто документ, а личностный документ. Это стреляли и в него.

Обо всём этом ужасе в фильме рассказывает учительница истории Надежда Гурева, свидетельница, участница и жертва событий. У неё здесь погибли двое старших детей, мальчик и девочка, Борис и Вера. Осталась младшенькая Иришка с отметинами от осколков стёкол на теле и душевной травмой.

Учительница рассказывает как-то бесслёзно, можно сказать, спокойно. Но неслучайно она говорит так же спокойно: «Я не считаю себя живой». Действительно, она как бы тоже умерла, ибо пережить такое и остаться живой, с человеческими чувствами, невозможно. Это мы, зрители, плачем, глядя на этот спортивный зал, сначала переполненный детьми, потом пустой, ободранный, в замытых кровавых подтёках. От каждой подробности её рассказа вздрагиваешь. Вот она вспоминает женщину с ребёнком на руках, которой разрешили уйти. Но оставалась в зале её старшая дочь. Женщина уйти отказалась, и все они погибли.

А сама Надежда Гурева нашла свою старшую дочь Верочку уже мёртвой. Тело её было сплошным синяком. Опознали её по остаткам бального платья, в которое она переоделась для праздничного концерта. Детей, мёртвых и полумёртвых, выносили на носилках, а толпа взрослых людей, мужчин и женщин, рыдала и голосила.

Но больнее всего, как ни странно, когда смотришь на стенд с надписью «Скорбим», где сняты теперь убитые, но тогда живые 186 детей. И как нарочно – все такие красивые, милые, улыбчивые. Печальна только сидящая рядом плюшевая игрушка, то ли мишка, то ли заяц.

И ещё нужно упомянуть один стенд в фильме. Это погибшие спецназовцы «Альфы». И надпись – «Спасибо, что спасали наших детей». И рассказ учительницы о том, что, когда один из бандитов бросил в толпу детей гранату, солдат Туркин лёг на неё, взорвался вместе с ней, но многие дети спаслись.

Господи, как ты такое допускаешь?

Остаётся вспоминать одно: «Лучшие умирают первыми, когда Бог нуждается в ангелах».

А дети – все ангелы.

Фильм Вадима Цаликова начинается и заканчивается празднично украшенной сценой, на которой танцует пара – мальчик и девочка. Так обычно начинался праздник Первого сентября в школе № 1 в Беслане. Дети давали концерт для любимых учителей.

Танцуйте, милые, танцуйте всегда. Хоть и неловко здесь и сейчас об этом говорить, но жизнь продолжается. Кстати, никто из учителей, кто остался в живых, не ушёл из школы № 1. Вот и сейчас идёт урок истории в классе Надежды Гуревой. Мальчик спрашивает: «Кто такие титаны?» Она отвечает: «Титаны – те, кто держит небо».

Да, титаны – те, кто держит небо над детскими головами. И они у нас есть. И учителя, которые закрывали собой детей, а в них стреляли из автоматов, и солдаты, которые бросались на гранату. Да и сами дети. Да, они плакали, но не умоляли о пощаде.

Наверное, поэтому Вадим Цаликов назвал свой фильм «Беслан. Надежда». Казалось бы, что за название для фильма о кровавом убийстве 186 детей? А вот – надежда. Ведь никто не унижался, не потерял достоинства. Плакали, но не скулили.

Людмила ДОНЕЦ

Обсудить в группе Telegram

Людмила Донец

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS