Избранное. – М.: Советский писатель, 2007. – 144 с.
Главная тема полувекового творчества Ювана Шесталова – ровесника мансийской письменности, прозаика, необычного поэта, кантадорца, «вдохнувшего душу» в древние сказания, легенды и песни манси, – это предстояние Человека перед лицом Природы, возвращение к истокам гармонии как единственной возможности возрождения космического сознания в человеке. Космическое сознание – призыв-рефрен книги, высшее проявление человеческого «я» в слиянии со вселенским. Из книги в книгу тянутся тонкие крепкие нити мансийских преданий, заплетаясь в орнаменты-символы, заключившие в своей внутренней форме вековую мудрость народа манси. Будучи знатоком обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа, сплавляя эпос с художественной прозой и даже публицистикой в одном контексте, Ю. Шесталов добивается той гармонии звука и смысла, которая присуща подлинно поэтическому мышлению. Именно такова книга «Избранное».
Первая часть романа-камлания «Откровения Крылатого Пастора», состоящая из десяти камланий, с первых строк вводит читателя в особое медитативное состояние, создаётся ощущение присутствия при «сотворении мира»: «Женщина и Мужчина живут. Живут в своём домике, на клочке земли. Земли не видать: вокруг вода. Есть у них ворон белоснежный…» Стилистика текста сложна, орнаментальна, художественно выверена; композиция совершенно неожиданна – автору важны не столько классические законы построения произведения, сколько энергетика, аура текста, погружение читателя в некое священнодействие. Книгу эту надо не просто читать, а духовно проживать, мистически осмысливать. Важны ритм, музыкальное построение глав-камланий. По Шесталову, только обретя высоту изначальности, сердце способно подчиниться истинному ритму. Один из героев повествования – Бубен. Сделанный из сердца, он сзывает добрых духов, обитающих в человеческом сердце. Ведь именно сердце позволяет нам любить, как любят дети: всецело, безудержно.
Любовь не рассуждает.
Любовь безумствует,
Горит,
Творит чудеса…
Все произведения Ювана Шесталова пишутся именно сердцем, печалящимся о надмирном: об оторванности от подлинной жизни, о разорванности сознания современного человека, об уничтожении Любви как первоисточника гармонии; беспокоит его и вполне земное: проблемы малых народов, предательское поведение властей по отношению к простому человеку (об этом публицистический раздел книги «Древние законы мира»). Поэта тревожит осознание великой опасности, надвигающейся на человечество. Но мутры (мудрость выживания) хранят энергию возрождения гибнущих…
Женщина, будь Женщиной!
Не снимай бисер со лба
Задолго до сна!
От сна векового
Проснись, Мужчина!
Мужчины, мужчины, мужчины,
Мужество ваше где?
Сквозь все десять камланий тянется мотив-перекличка с евангельской темой – подвига во имя людей. Тяготение сквозного образа книги Мирсуснэхума (Мирового Смотрителя) к образу Христа органично и оправданно. При величайшем разъединении людей – Мировой Смотритель есть сине-розовый Луч, освещающий путь Человека к единому сознанию с Природой. Молитвы и покаяния жаждет оскорблённая Природа. Главное – не допустить глобальной катастрофы человеческого духа и сохранить его цельным и разумным. Душа человека должна стремиться к слиянию с душой природы, и в этом её спасение.
Разум не всегда разумен.
Разумна Душа Природы.
Природу свою
Надо бы послушать.
«Многоязыкая лира России» выходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Руководитель проекта Сергей Гловюк, редактор Анастасия Ермакова. E-mail gloviuk@mail.ru, тел. 8-499-788-03-29