Историческая литература, будь она художественная или научная, вызывает большой интерес. О своём видении этой темы рассуждает главный редактор издательства «Альва-Первая» Дмитрий ЛОГИНОВ.
– Как давно существует издательство?
– Издательство было основано в 2004 году. Сначала издавали только книги последователей Русской Северной Традиции. Почему возникла такая идея? В 1999 году Лада Виольева, Ярослав Астахов, Кирилл Фатьянов выпустили в издательстве «Фаир» сборник «Гиперборейская вера руссов». Переиздавалась эта книга в течение пяти лет, и спрос постоянно увеличивался. Письма читателей приходили не только из России, а также из, как это теперь говорят, ближнего зарубежья, и из дальнего. Из Франции, например. Но самым проникновенным оказалось письмо от жителя Заполярья. Чувствуя такой отклик, мы решили основать собственное издательство. Ведь Русская Северная Традиция – это кладезь, из которого можно черпать бесконечно. После выпуска первых же книг увидели наше лицо и подтянулись другие авторы, близкие нам по духу. Не являющиеся прямыми последователями Традиции, но русские патриоты.
– Какие книги вы выпускаете сейчас?
– Мы издаём художественную литературу, научную и, конечно же, собственно по Традиции. Для этих трёх направлений есть два общие правила: в центре внимания должна быть русская тема (из этого правила возможны исключения), это должна быть не поделка, а капитальный текст, идущий от сердца (здесь исключений нет). Критериев же отбора три. Первый: автор должен стоять на патриотических позициях. Если у человека иные убеждения – пожалуйста, к его услугам масса других издательств. А наши читатели могут быть уверены, что, заходя, например, в наш электронный магазин, они там не обнаружат пасквилей на собственное Отечество. Второй: это должен быть умный, интеллектуальный патриотизм. Мало просто говорить «слава России», надо иметь за душой вселенную, понимать, в чём именно ты видишь такую славу её, которую другие пока не видят, а ты им показать можешь. Плеваться во «врагов» и дурак сумеет. А вот реально показать сокровища славы нашей, забытые в результате трагических изломов истории, замалчиваемые… Третье: мало иметь вселенную за душой, надо ещё уметь повести читателя по дорогам этой вселенной. То есть необходим яркий, прозрачный стиль изложения, чтобы читателя не отпугивали заумные слова и запутанные фразы.
– Какие книги, по вашему мнению, являются особо интересными?
– Андрей Воронов-Оренбургский написал 24 романа о победах русского оружия. Открываешь на любом месте любой из этих томов и как бы выглядываешь в окно в ту эпоху – такой у него богатый язык. Мы уверены: этот корифей военно-исторического романа есть современный классик. Гордимся, что его открыли. Динамика сюжетов такая, что всякий Голливуд отдыхает. И ведь при этом ещё под описываемые события подведена столь системная база, что примечания могли бы составить диссертации на темы от битвы на реке Калке через кавказские войны времён Александра I Благословенного и почти до Первой мировой войны. Воронов-Оренбургский никого не забыл: ни князя Мстислава Удатного, ни Дениса Давыдова, ни «белого генерала» Скобелева… А чего стоит в этой серии один цикл «Фатум» – о Русской Америке? Всё это – практически готовые сценарии захватывающих фильмов о малоизвестных страницах русской истории.
Ещё есть интереснейший цикл Валерия Чудинова, профессора ГУУ, председателя Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси. Это книги «Русские руны», «Вселенная русской письменности до Кирилла», «Тайнопись на русских иконах». Чудинов – это отечественный Шампольон. Пока Шампольон не расшифровал египетские иероглифы, никто, между прочим, не верил, что Египет есть древняя цивилизация. Чудинов же расшифровал руны древних руссов и доказал, что происходит от них и скандинавский Футарк, и латиница. Тайнопись, выявленная на культовых предметах ведизма и раннего христианства, позволяет увидеть истинное лицо истории – какой писали её сами наши древние предки.
Не менее интересны книги Ярослава Астахова. Многие из его произведений представляют собой, можно сказать, изложение учения Русской Северной Традиции в художественной форме. Особенно же интересен его роман «Крушение Лабиринта». Жизнь человеческая разнопланова, как известно. Душа пронизывает все уровни: от земного и до божественного. Пожалуй, роман Астахова уникален тем, что в нём показано живое единство уровней.
– Какие тенденции в развитии современной российской литературы, художественной, документальной, научно-популярной, вы могли бы отметить?
– Похоже, начинают сходить на нет постмодерн, киберпанк, контркультура и прочее позёрство (я не говорю, что там все позёры, конечно). Мы видели закономерную реакцию на одиозный спесивый формализм, который преобладал в отечественной литературе по вполне понятным причинам три четверти прошлого века. Но ныне русская литература вновь постепенно становится такой, какой она была «в эпоху царизма». То есть великой (по масштабу рассматриваемых проблем и качеству представления их), живой (в произведениях проступают ум и сердце их авторов, а не дань моде), доброй (в произведениях начинает чувствоваться позиция, а не просто политкорректное кокетничанье «по ту сторону добра и зла»). На базе всего этого хорошо забытого старого может просиять какое-то очень сильное Новое. Тем более что для работы с текстом теперь куда более возможностей, чем было в эпоху гусиных перьев. Если говорить пафосно, то, похоже, мир ожидает некоего Автора с большой буквы.
– Как к вам приходят рукописи, самотёком или заказываете?
– Самотёком. Настоящее ведь едва ли можно написать на заказ. Да и зачем нам заказывать? Мы просто способствуем донесению до читателя того живого и настоящего, что в наше время родится по воле Бога.
– Как решаются проблемы финансирования, продвижения книг издательства на рынок?
– Проблема в следующем. Наша аудитория – целевая. Не массовая, как, например, читатели детективов. Но и не узкоспециальная вроде, скажем, рыболовов-охотников. Для первой и второй существуют устоявшиеся региональные сети распространения. Для нашей аудитории таких специализированных сетей нет. Поэтому даже весьма востребованные книги иногда «зависают» на стадии реализации. А что они востребованы в регионах – это показывает практика: если мы их туда сами привозим, они расходятся быстро. К примеру, летом этого года мы выезжали на Аркаим и на Валаам. Вывод: нам надо создавать собственные региональные сети.
Страницу подготовила