Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Надо ли «взрослеть»

01 января 2007

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

На форуме «ЛГ» читатели ломают полемические копья по поводу статей Льва Аннинского (№ 12–13, «В нас есть что-то детское») и Анны Яковлевой (№ 19–20 «Пора взрослеть»).

Александр Сафин
Мне не кажется удачной очередная попытка объяснить «загадочную русскую душу» то ли детскостью, то ли инфантильностью. Натянуто выглядит. Русская парадоксальность ни в какие простые объяснения не вписывается. Вообще на нас очень влияет опыт и собственный, и предков – а это вовсе не детская черта.

Кстати, вот не помню, кто именно, но кто-то из французских писателей в XIX веке писал, что в Англии живут зрелые, взрослые люди, в Германии – умудрённые жизнью, но постаревшие люди, а вот французы – вечно юная нация. Это с гордостью говорилось (о русских не писалось вовсе).

В общем, любое простое объяснение, как правило, ложно.

SERGE
Тема взросления отдельного человека и «взрослости» целого общества исключительно интересна. Очень глубокая тема.

Но то, что Анна Яковлева, полемизируя с Львом Аннинским, пишет о «бердяевщине»… Неужели вам, А.Я., не кажется странным писать о России (вслед за Бердяевым) как о девице красной и тут же рядышком сообщать о склонности россиян к бунту, бессмысленному и беспощадному?.. Как такое совмещается?..

Бердяев же сравнивал Россию с красной девицей только потому, что ему хотелось унизить вынужденно покинутую им страну, сравнив её с европейскими государствами, умудрёнными опытом и передовыми технологиями. Он ошибся. Он считал, что Россия, как девица, всё время мнётся и не знает, за кого из европейских женишков ей пора «выходить», какую культуру перенимать и куда идти по широкой дороге, протоптанной европейцами. На самом же деле Бердяеву не дано было увидеть и понять, как Россия каждый раз отбивается от навязываемого ей чужого и чуждого пути развития!

Misse Kissa
Цитирую Фёдора Михайловича Достоевского: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда её». Вот и Ф.М. тоже приметил одну из «подростковых» черт в русском народе.

SERGE
Для начала надо бы договориться о том, что национальное общество не являет собой некий монолит с присущими ему качествами. Так же как нет смысла рассматривать общество в качестве этакого психа со стажем, знающего по дням-неделям, какой приступ у него случится…

Психологическое и мировоззренческое состояние национального общества находится в постоянном движении. Оно расскачивается как маятник. При таком движении в какую-либо сторону происходит определённый процесс. В том числе – и в качествах, присущих этому национальному обществу. Так вот предельность этих качеств и есть завершённый процесс, после которого начинается движение в обратном направлении. Это если мы говорим об обществе в целом, а не об отдельных его гражданах, которые предельность своих качеств могут демонстрировать в любое удобное для них время.

И ещё. Я не просто так упомянул национальное (или по-другому – традиционное) общество. В других-остальных обществах такое или нехарактерно, или отсутствует. Например, современное западное общество – винегрет всмятку.

Хочется тут ещё сказать о том, что современные политические кулинары могут, конечно, в нынешних условиях создавать общества заново, трансформировать прежние, добиваясь определённых качеств. И это далеко не только манипуляция сознанием. Скорее, это манипуляция разнородным человеческим материалом.

Один на льдине
Когда, себя не чуя и не понимая, начинают разглагольствовать о взрослости или детскости народа, то это просто смешно. Народу присущи те черты, которые складывались тысячелетиями. И если он такой, то такой и никакой иначе. Ветру не прикажешь взрослеть и дуть в ту сторону, в которую автору хочется. Наш народ – та же стихия. Его менталитет, его характерные черты, «несмываемые» столетиями, описывали задолго до Бердяева. И они постоянны и неизменны. С этой детскостью и нежеланием взрослеть русский народ «навалял» шибко взрослым завоевателям на Чудском озере и на Куликовом поле. «Навалял» Наполеону, «навалял» Гитлеру. Никакой детскости и взрослости нет и быть не может. Есть народ со своими неповторимыми и характерными только для него чертами, благодаря которым он не исчез, а продолжает жить. Пора бросать эти интеллигентские попытки объяснить необъяснимое и побольше взрослеть самим, не призывая это делать других.

Алеко
Да, прав был Достоевский, утверждая, что нам присуще чувство справедливости и жажда её. Но откуда в нас эта жажда? Я думаю, оттого, что мы, русские, никогда не жили в «свободной экономической зоне», мы всегда жили то за «деревянным», то за «железным» занавесом. Этим занавесом нас всегда ограждали мудрые правители – для того, чтобы оградить от зарубежных конкурентов. А ограждали нас, чтобы мы не проиграли в конкуренции и не разорились. А если бы не ограждали, мы бы все разорились, потому что в субполярном климате всё наше производство нерентабельно.

Вот потому мы и остаёмся детьми.

Анна Яковлева
А как эта жажда справедливости сочетается с весьма распространённым у нас пренебрежением к Праву и Закону с так называемым правовым нигилизмом?

Алеко
Очень просто. Справедливость – категория умозрительно-философская, она не имеет ведь отношения к Закону и Праву как таковым. А Закон и Право занимаются вообще-то не «справедливостью». Их назначение – ОБЕСПЕЧИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА КАК ЭФФЕКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ОРГАНИЗМА. ОБЕСПЕЧИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. А справедливость – это уж как получится. Народы, занимающиеся БИЗНЕСОМ, очень интересуются именно Правом и Законом – потому что ищут в них средства улучшить условия для БИЗНЕСА, сделать БИЗНЕС более ЧЕЛОВЕЧНЫМ (очеловечить бизнес). Таким образом, европейцы СБЛИЖАЮТ Закон со Справедливостью.

Мы много их критикуем на этом основании – они, мол, Мораль заменили Правом. Но это ИХ ПУТЬ. Это ХОРОШО ДЛЯ БИЗНЕСА. Нас же Закон и Право по большому счёту никогда не интересовали. Потому что – что толку нам в Законе? Ведь мы БИЗНЕСОМ не занимались из-за холодного климата.

Мы традиционно видели в Законе только средство УГНЕТЕНИЯ населения государством, которое и вправду налогов берёт много – из-за субполярного климата расходы бюджета весьма большие. Не потому ли часть нашего народа БЕЖАЛА от Закона – на Дон, на Сечь, в тайгу, в скит? В результате Мораль и Закон у нас оказались разведены далеко – из-за климата.

Kav
Детскость нашего народа, иными словами – инфантилизм нации, есть оборотная сторона патерналистского общества. Патернализм же развился у нас как реализация запроса на справедливое общество. Альтернатива патернализму – государства современного Запада. Там справедливость не фундаментальна, она компромиссна. В любой момент она может быть нарушена. Справедливость на современном Западе – это идеология, миф, удобный и употребляемый. Те, кто его использует, достигают нужного эффекта путём нужной интерпретации. Люди Запада – на практическом уровне – не инфантильны. Они не настроены на фундаментальную справедливость, они понимают, что ключ ко всему – сэлфмейдинг. То есть установка каждого на правило – сделай себя сам.

Один на льдине
Что касается мнимой «детскости» нашего народа, его якобы незрелости, то это заблуждение. Вспомните: кто первым полетел в космос? Кто создавал и строил столько и такого, что и сейчас, при массовой распродаже этих богатств олигархам, всё никак распродать не получается? А 9 Мая по Красной площади кто в орденах шёл? И слава богу, что такой он у нас, менталитет, не «детский» и не «взрослый», а тысячелетний!.. Надо жить в народной гуще, одной с ним жизнью, одними проблемами. Тогда не будет этого перекоса в восприятии собственного народа.

P.S. Спор, разгоревшийся на форуме «ЛГ», разумеется, не исчерпал тему. Приглашаем всех, кого он заинтересовал, высказаться. Ждём ваших мнений по электронным адресам gam@lgz. ru; mazurova@lgz. ru

Отдел «ОБЩЕСТВО»

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сорок лет спустя

    01.07.2025
  • Автомобилист против робота

    27.06.2025
  • Застава – в ружьё!

    26.06.2025
  • «Да вы мэтром стали»

    26.06.2025
  • 22 июня, искалечившее судьбы

    20.06.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS