Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

«Надпись на сгоревшей берёсте»

01 января 2007

Ровно десять лет назад, в пятидесятилетний юбилей поэта Владимира Тыцких, я написал такие строки: «Володя Тыцких, что называется, поэт действия. А ежели созерца­ние — то на ходу, в движении: мир вокруг должен двигаться, щёлкать, свиристеть, гудеть, в конце концов, пароходным гудком. И даже если «...не худо бы на летней зорьке забросить удочку в Иртыш...» - мечта­тельная тишина утренней ры­балки оборачивается сердечной тревогой, активным неприя­тием бесовского расщепления, проявленного в отторжении его малой родины — Восточ­ного Казахстана — от России: «Уж в тех краях страна иная И, стало быть, иной народа Я столько лет уже не знаю, Как там, на родине, клюёт, Какой с утра ползёт туманец Под сень знакомых мне ракит, Где мой братишка-иностранец Печально с удочкой сидит».

Сейчас я добавил бы к ска­занному, что в «динамическом оптимизме» Владимира Тыцких появилась (или я тогда не разгля­дел?) трагическая басовая нота как знак некоей «спокойной муд­рости» (его слова), которую не унять (басовую-то ноту!) никаки­ми державинскими «лирически­ми воскликновениями». Тем бо­лее что его «осень печальная» «не листву сжигает - мосты сжига­ет за собой».

Александр Блок писал: «Лирика есть Я, макрокосм, и весь мир поэта лирического лежит в его способе восприятия». Но в лири­ке Владимира Тыцких это горде­ливое «Я» каким-то неуловимым образом «вдруг» начинает звучать и восприниматься как некое все­общее «Мы».

Сюда же (или отсюда?) горькое «Простимся. Гарью пахнет ве­тер, И свет не пробивает тьму. И жест зовущий безответен, И крик не слышен никому».

Сюда же (или отсюда?) сти­хотворение, давшее название моему тексту: «Надпись на сгоревшей берёсте». «Прости, Свя тая Русь, Мой непобедный стих. Не за себя боюсь - За гусляров твоих. Про горний свет поём На дне вселенской тьмы. Да мы ли здесь живём? Да и живём ли

Берёста сгорела. И с нею — надпись. Этакое протомарксистское «отрицание отрицания».

Только дурак, тот самый «рус­ский дурак», сине море поколено переходящий, может радо­ваться и восторгаться «бездны мрачной на краю». Ему-то, ду­раку, Бог и подстилает соломки. Ибо написано: «Погублю муд­рость мудрецов, и разум разум­ных отвергну» (Исайя, 29.14). «Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощ­ное Божие сильнее человеков»
(1 Кор. 1. 24).

Эсхатология, как видим, здесь не предусматривается: конец света не предвидится, скорее — не­кий «конец тьмы». И вот за это читатель может быть благодарен отнюдь не безоглядному опти­мизму Владимира Тыцких. Так что спите спокойно. Покуда гром не грянет. Покуда мужик не пе­рекрестится. Покуда живо в нас ощущение, что мы так «^горько виноваты, Навеки обманувшись в том, Что всё долюбится когда-то И всё доскажется потом».

Юрий КАБАНКОВ, ВЛАДИВОСТОК

Обсудить в группе Telegram

Юрий Кабанков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS