Наши дети должны знать, что Кукрыниксы – не только модная группа, исполняющая поп-музыку, но в первую очередь трио художников, на протяжении многих лет помогавших Советскому государству одерживать победы на всех фронтах. Внешних и внутренних, не менее важных, ибо международные триумфы готовятся тылами. Их способностью к сверхнапряжению. Их готовностью выставить бойцов на передовую.
Михаил Васильевич Куприянов (Ку), Порфирий Никитич Крылов (Кры) и Николай Александрович Соколов (НикС) «окукрыниксились» к 1928 году. По крайней мере именно этой датой отмечена первая «агитка» из тех, что представлены Галереей Мамонтовых на выставке «История глазами Кукрыниксов» в Музее-заповеднике «Царицыно», посвящённой Дню Победы. Львиную долю плакатов, карикатур, живописных и графических работ составляют те, что связаны с Великой Отечественной, – эта тема была наиглавнейшей в первый период советской истории. На вызов, брошенный Союзу Европой, объединённой Германией и «Ваффен СС», мы ответили достойно. Заслуга здесь не только маршала Жукова – война была «народная, священная война».
Мы победили. И это было правильно, как правильным бывает всё, что совершают «наши».
У меня к Кукрыниксам отношение личное. В ранние 70-е в мои руки попала подшивка журнала «Крокодил» военных лет. Жёлтая ломкая бумага, потускневшие краски, бережно сдуваемый слой пыли – ничто не помешало мне не столько рассмотреть, сколько почувствовать в Кукрыниксах созвучность тому, чем жили мы в уличной повседневности: когда кричат «наших бьют!», нужно вступать в драку без раздумий. А уж кто был прав, разбираться после победы.
Урок Кукрыниксов: «мы» правы всегда. «Мы» – это воюющий народ.
Мобилизации противопоказана философия. На военных картах отсутствуют полутона. Бытие определяется сознанием. Последнее формируется оппозицией «свой/чужой». Чужих уничтожают. Всё, что способствует этому, – благо. Пропаганда – оружие более мощное, чем гвардейские миномёты. В индустриальных войнах нет «нонкомбатантов», не будет их и в постиндустриальных: тотальный характер «взаимодействия» пренебрегает «чинами» сколь угодно высокими. Театр военных действий XX века выдвинул на авансцену не «премьеров» – «массовку», а декорации решил не в терминах ДОТов, но в поэтичном словосочетании «зона поражения».
Кукрыниксы современны. Их призыв обращён к каждому. Они напоминают о том, что окопы заселяются бывшими штатскими. Они заставляют подумать о том, что в будущих войнах и окопов, пожалуй, не будет. Что враг многолик и думать о нём даже изредка как о друге – верный путь к поражению.
Разве кто-то отменил войну как форму межгосударственных отношений? Разве не близок мир к новому переделу территорий? Разве не вооружаются неспокойные окраины, а вчера ещё лояльные лимитрофы не отходят врагу?
Посмотрите вокруг – Евразия в огне, а «современное искусство» болтает о дискурсивности. Россия меняет баллистические ракеты на теннисные ракетки, но даже на кортах страну прославляют женщины. Мужчины отсиживаются в банках, а боеспособная молодёжь выпускает пар на трибунах многочисленных «лужников», получая от «общества» лишь звание «футбольных хулиганов». Нынешние «Кукрыниксы» поют маловразумительные песенки, вспомнить которые решительно нельзя, а «великие старики», чьё имя украдено неблагодарными и неблагородными потомками, почти забыты. Враг вторгается в наше символическое пространство и мародёрствует там вволю: боевой расчёт художников-пропагандистов заслоняется сомнительной компашкой «пузочёсов», частицей биомассы гниющего «планктона толерантности».
Чем побеждать будем, русские?
Вернуть Кукрыниксов истории – задача, превышающая мелкотемье арт-разборок. Их плакаты – стратегическое оружие нашего выживания, пример для тысяч новых бойцов. И не Музей-усадьба «Царицыно», элитарная, аристократическая учебка для тех, кто воюет в белых перчатках, должен стать плацдармом для нынешних маршевых артбатальонов – каждая улица, каждый переулок обязан ощетиниться штыками кукрыниксовских плакатов.
Победили с Кукрыниксами в Великой Отечественной – победим и сейчас. Недаром ведь вспомнили, что лучше всего читать историю их глазами.
Надёжнее как-то.