Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Надёжны как трёхлинейка

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Наши дети должны знать, что Кукрыниксы – не только модная группа, исполняющая поп-музыку, но в первую очередь трио художников, на протяжении многих лет помогавших Советскому государству одерживать победы на всех фронтах. Внешних и внутренних, не менее важных, ибо международные триумфы готовятся тылами. Их способностью к сверхнапряжению. Их готовностью выставить бойцов на передовую. 

Михаил Васильевич Куприянов (Ку), Порфирий Никитич Крылов (Кры) и Николай Александрович Соколов (НикС) «окукрыниксились» к 1928 году. По крайней мере именно этой датой отмечена первая «агитка» из тех, что представлены Галереей Мамонтовых на выставке «История глазами Кукрыниксов» в Музее-заповеднике «Царицыно», посвящённой Дню Победы. Львиную долю плакатов, карикатур, живописных и графических работ составляют те, что связаны с Великой Отечественной, – эта тема была наиглавнейшей в первый период советской истории. На вызов, брошенный Союзу Европой, объединённой Германией и «Ваффен СС», мы ответили достойно. Заслуга здесь не только маршала Жукова – война была «народная, священная война». 

Мы победили. И это было правильно, как правильным бывает всё, что совершают «наши».
У меня к Кукрыниксам отношение личное. В ранние 70-е в мои руки попала подшивка журнала «Крокодил» военных лет. Жёлтая ломкая бумага, потускневшие краски, бережно сдуваемый слой пыли – ничто не помешало мне не столько рассмотреть, сколько почувствовать в Кукрыниксах созвучность тому, чем жили мы в уличной повседневности: когда кричат «наших бьют!», нужно вступать в драку без раздумий. А уж кто был прав, разбираться после победы.
Урок Кукрыниксов: «мы» правы всегда. «Мы» – это воюющий народ.
Мобилизации противопоказана философия. На военных картах отсутствуют полутона. Бытие определяется сознанием. Последнее формируется оппозицией «свой/чужой». Чужих уничтожают. Всё, что способствует этому, – благо. Пропаганда – оружие более мощное, чем гвардейские миномёты. В индустриальных войнах нет «нонкомбатантов», не будет их и в постиндустриальных: тотальный характер «взаимодействия» пренебрегает «чинами» сколь угодно высокими. Театр военных действий XX века выдвинул на авансцену не «премьеров» – «массовку», а декорации решил не в терминах ДОТов, но в поэтичном словосочетании «зона поражения». 

Кукрыниксы современны. Их призыв обращён к каждому. Они напоминают о том, что окопы заселяются бывшими штатскими. Они заставляют подумать о том, что в будущих войнах и окопов, пожалуй, не будет. Что враг многолик и думать о нём даже изредка как о друге – верный путь к поражению. 

Разве кто-то отменил войну как форму межгосударственных отношений? Разве не близок мир к новому переделу территорий? Разве не вооружаются неспокойные окраины, а вчера ещё лояльные лимитрофы не отходят врагу? 

Посмотрите вокруг – Евразия в огне, а «современное искусство» болтает о дискурсивности. Россия меняет баллистические ракеты на теннисные ракетки, но даже на кортах страну прославляют женщины. Мужчины отсиживаются в банках, а боеспособная молодёжь выпускает пар на трибунах многочисленных «лужников», получая от «общества» лишь звание «футбольных хулиганов». Нынешние «Кукрыниксы» поют маловразумительные песенки, вспомнить которые решительно нельзя, а «великие старики», чьё имя украдено неблагодарными и неблагородными потомками, почти забыты. Враг вторгается в наше символическое пространство и мародёрствует там вволю: боевой расчёт художников-пропагандистов заслоняется сомнительной компашкой «пузочёсов», частицей биомассы гниющего «планктона толерантности».
Чем побеждать будем, русские?
Вернуть Кукрыниксов истории – задача, превышающая мелкотемье арт-разборок. Их плакаты – стратегическое оружие нашего выживания, пример для тысяч новых бойцов. И не Музей-усадьба «Царицыно», элитарная, аристократическая учебка для тех, кто воюет в белых перчатках, должен стать плацдармом для нынешних маршевых артбатальонов – каждая улица, каждый переулок обязан ощетиниться штыками кукрыниксовских плакатов.
Победили с Кукрыниксами в Великой Отечественной – победим и сейчас. Недаром ведь вспомнили, что лучше всего читать историю их глазами.
Надёжнее как-то. 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS