Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Наедине с вопрошанием

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА: «БЕСЫ» Ф. ДОСТОЕВСКОГО НА МОСКОВСКИХ СЦЕНАХ

Evgeny LYULYUKINВ руках – прокламация на серой бумаге. Обгорелые декорации и запах дыма в зале. То и дело вздрагиваю от выстрелов в темноте. В постановке Александра Доронина на сцене РАМТа роман «Бесы» вовсе ушёл от светской атмосферы клубов, родственных приёмов и благотворительных балов, погрузив зрителя в подпольную обстановку революционного кружка. Городские сплетни и любовные интриги остались где-то за стенами холодного и неуютного дома Филиппова с мебелью из простых лавок и тесовых столов.

«Шатов. Кириллов. Пётр» – именно эта линия была выбрана режиссёром – история революционеров и искателей правды. РАМТ держит марку: спектакль получился с молодой бунтарской энергией. Героями постановки стали пять молодых максималистов.

Несмотря на то что сюжет строится вокруг фигуры революционера Петра Верховенского, спектакль не скатывается на размышления политические. Политика, всеобщая смута остаются производными от глубинной идеи правдоискательства, которая на всём протяжении спектакля находится под высоким накалом: здесь, даже когда просят чаю, говорят о Боге. И возможно, поэтому «тёплый пепел» (Ставрогин) живёт вне рамтовской сцены – обиталища «холодных» и «горячих» персонажей, ищущих Христа, правды, самой веры и цели. Каждый из героев рождает выпуклый образ. Насколько живым и страстным вышел Кириллов (Андрей Сипин), этот отчаянный мечтатель и философ! Поистине холодный, как достоевская идея абсолютного атеизма, из которого рождается Бог, этот стальной персонаж завоёвывает зрительскую симпатию своей искренней увлечённостью, прямотой и честностью, на фоне которых так контрапунктирует меленький Верховенский (Сергей Печёнкин). Скользкий и жестокий человечек с заискивающими повадками поражает своей непреодолимой волей к разрушению. Когда видишь, как он пожирает курицу в знаменитой сцене у Кириллова, не возникает сомнений, что это самый что ни на есть маньяк, помешанный, одержимый… а всё же не так он и прост. Ведь не ради одной смуты старается Пётр – и у него своя правда, своё «каменное строение». А вот и настоящий, хоть и недолговечный земной рай Шатова (Алексей Янин) – с болью, нищетой, надеждой, лихорадками и надрывной верой, где Мари (Людмила Пивоварова), убеждённая социалистка, обретает свою женственность.

И всё же загадкой остаётся, почему в этот ряд выдающихся образов не вошёл главный герой самого романа. Бердяев угадал в герое Николая Ставрогина «мировую трагедию истощения от безмерности», безмерности силы и желаний, которая привела аристократа к потере своих границ. Возможно, в этой по­становке Ставрогин теряет свои границы буквально, эманировав в прочих персонажей. Вошли ли ставрогинские бесы в это стадо – в честного безбожника Кириллова, съеденного идеей Шатова, в фанатика своих идеалов Петра, эту «светлую личность»? А может, здесь всё же «Бoг c дьявoлoм бopeтcя, a пoлe битвы – cepдцa людeй»?

Лаконичный в выбранной сюжетной линии, в сценическом оформлении, в художественном языке, этот спектакль на первый план выводит актёрскую игру в неброской оправе простых костюмов и декораций. Простота и ясность повествования позволила построить образы выпуклые и правдивые, вот здесь и сейчас перед нами живущие более чем в непосредственной близости. Вспомнить только маленькую сцену РАМТа – ведь порой приходится подбирать ноги, сидя в первом ряду, чтобы господин Шатов, к примеру, не споткнулся! Разительно отличается эта постановка от любимовских «Бесов», представленных зрителю неделей ранее. Вместо математической точности сценического рисунка и ритма, взвешенных и отмеренных мизансцен, вместо реплик, развёрнутых в зал, декламаций и лозунгов (всего того, чем так нескромно блеснул мастер) совсем ненавязчивая режиссура. Здесь лихорадочному действию постановки Любимова, этой четырёхчасовой эпопеи, вместившей в себя не только весь роман целиком, но и неопубликованную главу, противопоставлена интимная, почти сакральная атмосфера некоего таинства, исповеди. На крошечной сцене Молодёжного нет места ни для рояля, ни для шикарной массовки с магриттовскими сюрреалистическими зонтиками. Эстетствование на фоне «Земного рая» здесь заменяет сосредоточенное, аскетичное правдоискательство. И несмотря на некоторую невзрачность сцены, РАМТу есть что предложить публике, идущей мимо тренда: вместо мозаичной массы бесят, руководимой знаменитым фонариком, – настоящие сильные образы, а вместо отточенной и отполированной формы – чувство и энергия совсем ещё молодых актёров. И если резонёр любимовской постановки даёт однозначный ответ: Рафаэль, Шекспир и красота – вот он, Бог, изгоняющий мракобесие либерализма и прочие одержимости, что, впрочем, ясно и без реплик Степана Трофимовича, – постановка всем существом своим, нарочитой гармоничностью и красивостью выдаёт идолов Юрия Петровича Любимова, – то эта сцена оставляет зрителя наедине с вопрошанием. Ибо, по высказыванию самого Ф.М. Достоевского, «весь вопрос в том и состоит, что считать за правду».

Анна ЧУЖКОВА

Обсудить в группе Telegram

Анна Чужкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS