Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Наглость города берёт?

01 января 2007

НЕДОУМЕВАЮ, ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ!

Наши читатели наверняка помнят острую статью собкора «ЛГ» Юрия Беликова «ПЕРМЬформанс», опубликованную год назад (№ 52 за 2009 г.). Время идёт, и, судя по поступившим из Северной столицы сведениям, «пермская культурная аномалия» стала, похоже, ещё аномальнее.

Двумя оперными спектаклями – «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского и «Христос» Антона Рубинштейна в постановке Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского – открылись Дни пермской культуры в Санкт-Петербурге. Вслед за оперой показались другие художественные коллективы Перми: Балет Евгения Панфилова, Пермская академическая драма (называемая теперь Театр-Театр), новый театральный коллектив «Сцена-Молот», Пермская краевая филармония, Музей современного искусства PERMM, Центр развития дизайна, Пермская государственная художественная галерея.

Вся эта масштабная акция называлась «Культурный альянс Пермь–Санкт-Петербург». Начало ей положило специальное межрегиональное соглашение о сотрудничестве двух городов, подписанное минувшим летом и действительно послужившее новой активности в области культурного обмена.

Каких только слов не выдвинуто ныне в попытке идентифицировать новое творческое поколение – музыкантов, артистов, художников, дизайнеров. Манифестация их намерений носит чрезвычайно пёстрый характер: от действительно глубокого и творческого до наивного, пустозвонного и агрессивного.

Пермь выступила не так давно с концепцией «культурной столицы», «пермской культурной революции» и т.д. Эти претензии служат вроде бы благой цели – «скинуть с себя тлен провинциальности». Чрезвычайно похвально. Вместе с тем провинциальность Перми не бо'льшая и не меньшая в сравнении с нашими другими промышленными городами. Она – в их необоримом железобетонном облике советского периода, в единых на всю страну формах и методах управления культурой и искусством. Всё так.

Однако Пермь в этом ряду занимала особое место. Она обладала уникальными театральными и музыкальными традициями, притягивала внимание непрекращающимся поиском и воспроизводством талантов, она их поставляла стране, особенно музыкальной сцене. И в этом смысле Перми вовсе не требуется прорыв к новым горизонтам через громкий лозунг, выброшенный министром культуры Пермского края и главным режиссёром академической драмы Борисом Мильграмом. Вот его рассуждение в преддверии упомянутого в начале заметки альянса: «Во всяком случае, мы говорим о своём городе как о новой культурной столице России, а в будущем – и Европы. Звучит нагло, но только смелость помогает в больших делах».

Да, звучит именно, как сказано.

Особенно если вспомнить, что много десятилетий культурообразующей доминантой Перми были и остаются её оперный театр и хореографическое училище. Академические по определению институты всегда оказывались и вполне современны. Первыми ставили новые сочинения, разрабатывали плодотворные эстетические идеи, демонстрировали свободу самовыражения, далёкую от провинциальных представлений об искусстве. На общем культурном фоне, вовсе не скудном, а возделанном в многолетнем и многотрудном духовном служении, органично рождались инновации: Балет Евгения Панфилова, театр «У моста» – лучший из сегодняшних драматических театральных коллективов города. Они не называли себя новаторами, не обещали чудесных превращений, не выступали с самодовольными речами. Вообще не шумели. Но именно они были и остаются культурно-исторической базой, соединяющей прошлое с настоящим.

Иными словами, ради собственного спасения Пермь должна вовсе не отпрянуть от корней и традиций, чтобы оголтело метнуться к предлагаемому радикальному преображению своего культурного пространства. Наоборот, ей стоит серьёзно вдуматься в надвигающиеся проекты этого преображения и, пока не поздно, провести их ревизию. Так ли они плодотворны?

Как бы не потерять в новейшей демагогии целый город и его общеизвестное культурное значение.

Александр КОЛЕСНИКОВ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Обсудить в группе Telegram

Александр Колесников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS