Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2025 г.
  4. № 41 (7005) (15.10.2025)
Литература Литературный резерв

Наилучшая роль

Искусственный интеллект должен стать нашим другом и помощником

15 октября 2025
FREEPIK.COM

Анна Бабина

Сегодня все области знания сталкиваются с феноменом цифровизации. Такова наша реальность. Мы наблюдаем распространение цифровых инструментов практически во всех сферах жизни. Что касается литературного творчества, главная проблема заключается в том, что оно прочно связано с личностью автора.

У меня дома есть умная колонка с Алисой. Когда я спросила, может ли она (оно?) написать стихотворение, Алиса ответила: «Я пыталась, но не могу». Однако в Нидерландах ИИ написал продолжение книги Айзека Азимова «Я, робот».

Проблема искусственного интеллекта обсуждается очень активно. Сторонники внедрения ИИ считают, что это универсальный инструмент, облегчающий работу, но на этом пути нас ожидают сразу несколько опасностей.

Прежде всего ИИ обучается человеком, поэтому приобретает его черты. В литературе эта проблема стоит особенно остро, поскольку из-за этого тексты могут потерять свою индивидуальность. В 2023 году в интернете было распространено письмо, подписанное 8000 писателей, включая таких литературных звёзд, как Маргарет Этвуд и Сьюзен Коллинз. Писатели выступили против использования их книг для обучения моделей ИИ, в особенности из-за проблемы авторских прав. С другой стороны, в России ИТ-компания «Яндекс» открыла школу для тренеров ИИ. В обязанности тренера входит создание новых текстов, проверка орфографии, проверка фактов и изучение зарубежных источников.

Лично я считаю, что хороший текст – всегда своего рода диалог между мной и моим читателем. Книга – это не набор слов и не бездушная знаковая система.

К тому же ИИ склонен совершать ошибки. Помимо писательской карьеры я работаю семейным юристом. Как известно, сейчас, когда вы вводите запрос, Гугл обобщает информацию и выдаёт краткую справку. В юридических вопросах ИИ – настоящий дилетант. Он не может заменить человека даже в поиске подходящей правовой нормы.

Некоторые из нас считают, что ИИ – это первый шаг к «смерти авторства». На мой взгляд, такая абсолютизация – крайность. ИИ должен стать нашим другом и помощником.

В 2020 году в России вышел сборник рассказов «Пытаясь проснуться». Отличительной особенностью рассказов стало то, что они написаны в соавторстве с искусственным интеллектом. Книга содержит двадцать четыре текста: половину из них написал писатель и художник Павел Пепперштейн, другую половину сгенерировала нейросеть ruGPT-3, проанализировавшая предыдущие работы автора и фрагменты его интервью. Павел отметил, что тексты, написанные ИИ, похожи на его собственные, но на самом деле «Попытка проснуться» – это не литературное произведение, ведь Павел прежде всего акционист.

В 2024 году группа русскоязычных писателей создала сборник рассказов «Механическое вмешательство». Согласно условиям эксперимента, никаких технических заданий или подсказок о характере работы с языковой моделью не было. Эксперты назвали эту книгу «моделью современного литературного процесса», но обычные читатели продолжают обращаться к текстам, написанным человеком.

Искусственный интеллект овладел искусством копирования, повторения, имитации и обобщения человеческого опыта, но, как мне кажется, литература, как и любой другой вид искусства, должна содержать в себе нечто большее. Мы можем назвать это Божественной искрой или слепком человеческой индивидуальности, но одно несомненно: только для человека развитие безгранично. Нет предела совершенству.

ИИ – всего лишь инструмент, подобный пишущей машинке или карандашу. Когда вы переживаете творческий кризис или разочарование, нейронная сеть может подсказать отличную идею. ИИ позволяет проводить глубокий анализ произведений, выявляя ключевые темы, стилистические элементы и литературные приёмы. Вы можете генерировать идеи или пытаться обобщить имеющуюся информацию, но в конце концов никто не справится с этим лучше вас.

Мне кажется, что эксперименты с ИИ в большей мере подходят профессионалам, а не новичкам. В начале литературной карьеры очень важно выработать свой собственный уникальный стиль. Злоупотребление ИИ может привести к подражанию чужому стилю. Литература – это не только увлекательное повествование, но и собственный стиль письма. Наши литературные наставники всегда предостерегали нас от подражательства, поощряя самовыражение.

Кроме того, как юрист я всегда держу в голове проблему авторских прав. Мы не пришли к единому мнению по поводу разрешения этой ситуации. Согласно российскому законодательству искусственный интеллект не обладает авторскими правами, поскольку не является субъектом права.

Мне кажется, что наилучшая роль ИИ – это интеграция, минимизация разобщённости и разрыва между культурами. Например, он может помочь нам в изучении языка и особенностей других людей.

Я видела термин «цифровое племя», используемый для обозначения людей, являющихся частью единого виртуального сообщества. Думаю, лучшее решение лежит на поверхности. Мы, молодые авторы, должны стать единым сообществом, чтобы сформировать единое, дружелюбное и безопасное культурное пространство.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я с детства полюбил овал»

    15.10.2025
  • Трепетный поэт кино

    15.10.2025
  • Присутствие Бога

    15.10.2025
  • Следы генетической памяти

    15.10.2025
  • Гения убить недостаточно

    14.10.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS