Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Наив. Но супер

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Старинные стены Аптекарского Приказа за три с половиной века своего существования навидались всякого – но такого точно ещё не видели. За несколько дней до Нового года просторное под древними сводами помещение выставочного зала Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева оказалось «переформатировано» системой лёгких перегородок, вызывающих мгновенные ассоциации с советской коммунальной квартирой.

А на них – фантастическое, скорее даже фантасмагорическое, буйство линий, красок, форм. Уникальное собрание отечественного живописного примитива 1950–1990-х гг. выставляется в музее благодаря издательской программе компании «Интеррос», в последние годы уже успевшей приучить нас к завидной периодичности своих полиграфических артефактов, всякий раз удивляющих – идеей, темой, подходом, – а иногда удачно перетекающих с альбомных страниц в музейно-выставочные пространства. Здесь как раз тот самый случай: перед нами второй этап культурологического проекта «Советское наивное искусство», начатого в позапрошлом году с выпуска одноимённого увесистого (как всегда у «Интерроса») альбома, вобравшего в себя богатейший свод продуктов жизнедеятельности – это, пожалуй, наиболее точное определение – самодеятельных художников прошлого века, работы, находящиеся в собрании музея-заповедника «Царицыно», в центре «Росизо», а также у многочисленных коллекционеров, среди которых примитив в последнее время значительно вырос и в стоимости, и в престижности.

Выставка носит несколько неуклюжее, но точное название: «Наивная история». Перед нами действительно разворачивается панорама громадного исторического пласта, отражённого кривым, неумелым, порой болезненным, однако искренним до чрезвычайности массовым – надо ли объяснять, что такого количества художников-живописцев, которое было в СССР, уже не будет больше нигде и никогда – зеркалом «коллективного бессознательного».

Пытаясь кратко и афористично определить то странное, ни с чем не сравнимое ощущение, которое вызывает эта экспозиция, можно перефразировать заглавие хорошей книги норвежца Эрленда Лу, называвшейся «Наивно. Супер». А можно вспомнить сакраментальную поэтическую формулу, истёртую от бесконечных повторений ну просто до неприличия, но в данном случае приходящуюся как нельзя более к месту. Звучит она следующим образом:

И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.


Александр А. ВИСЛОВ

Выставка в помещении Аптекарского Приказа ГНИМА им. Щусева закроется 18 января

Обсудить в группе Telegram

Александр Вислов

Окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Раб... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS