Старинные стены Аптекарского Приказа за три с половиной века своего существования навидались всякого – но такого точно ещё не видели. За несколько дней до Нового года просторное под древними сводами помещение выставочного зала Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева оказалось «переформатировано» системой лёгких перегородок, вызывающих мгновенные ассоциации с советской коммунальной квартирой.
А на них – фантастическое, скорее даже фантасмагорическое, буйство линий, красок, форм. Уникальное собрание отечественного живописного примитива 1950–1990-х гг. выставляется в музее благодаря издательской программе компании «Интеррос», в последние годы уже успевшей приучить нас к завидной периодичности своих полиграфических артефактов, всякий раз удивляющих – идеей, темой, подходом, – а иногда удачно перетекающих с альбомных страниц в музейно-выставочные пространства. Здесь как раз тот самый случай: перед нами второй этап культурологического проекта «Советское наивное искусство», начатого в позапрошлом году с выпуска одноимённого увесистого (как всегда у «Интерроса») альбома, вобравшего в себя богатейший свод продуктов жизнедеятельности – это, пожалуй, наиболее точное определение – самодеятельных художников прошлого века, работы, находящиеся в собрании музея-заповедника «Царицыно», в центре «Росизо», а также у многочисленных коллекционеров, среди которых примитив в последнее время значительно вырос и в стоимости, и в престижности.
Выставка носит несколько неуклюжее, но точное название: «Наивная история». Перед нами действительно разворачивается панорама громадного исторического пласта, отражённого кривым, неумелым, порой болезненным, однако искренним до чрезвычайности массовым – надо ли объяснять, что такого количества художников-живописцев, которое было в СССР, уже не будет больше нигде и никогда – зеркалом «коллективного бессознательного».
Пытаясь кратко и афористично определить то странное, ни с чем не сравнимое ощущение, которое вызывает эта экспозиция, можно перефразировать заглавие хорошей книги норвежца Эрленда Лу, называвшейся «Наивно. Супер». А можно вспомнить сакраментальную поэтическую формулу, истёртую от бесконечных повторений ну просто до неприличия, но в данном случае приходящуюся как нельзя более к месту. Звучит она следующим образом:
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба.
Выставка в помещении Аптекарского Приказа ГНИМА им. Щусева закроется 18 января