Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 июня 2024 г.
  4. № 22 (6936) (05.06.2024)
Литература Литературный резерв

Накануне

07 июня 2024

Продолжаем дискуссию о поколении тридцатилетних в литературе, начатую В. Левенталем в № 12. Приглашаем к участию писателей и критиков.

Хорошо, что «Литературная газета» затеяла новую дискуссию. Не знаю, насколько продолжительной и горячей она будет, но уже появившиеся статьи куда полезнее тех спокойно-ровных рецензий, а то и аннотаций, что главенствуют сейчас в литературной критике.

Реки поэзии, прозы, драматургии если и не очень глубоки, то уж точно широки, но черпать из этих рек мало кто хочет – уносятся, уносятся произведения куда-то вниз по течению. Видимо, вливаются наши реки в ту самую Лету…

Возникающие то и дело короткие перебранки в социальных сетях на пользу литературе, кажется, не идут. Перебранки касаются, как правило, не книг, не публикаций в журналах, а мнений, жизненной позиции, политической, прочих ориентаций и тому подобного. Сама литература здесь уже даже не повод – бранятся люди, когда-то о литературе писавшие…

Эта дискуссия, увидел, касается не только литературы, но и людей, её посильно создающих, той общественной атмосферы, в которой эти люди живут. Люди ещё достаточно молодые, за которыми, как было принято говорить в советское время, будущее.

Правда, возраст – дело относительное. Тем более рискованно объединять их по физическому возрасту. Помнится, когда-то, в 1970-х, Маканина, Проханова, Анатолия Кима, Киреева, Курчаткина, Есина и ещё нескольких писателей примерно одного возраста назвали сорокалетними (второе название – «московская школа» – не прижилось). Очень быстро те сорокалетние стали пятидесятилетними, шестидесятилетними, продолжали писать, и название стало отдавать иронией, что ли.

Потом эпизодически возникали тридцатилетние, потом двадцатилетние (о чём вспомнил в своей статье Вадим Левенталь, хотя этот термин использовался шире, чем только серия «Лимбуса», – двадцатилетними одно время называли всех, кто пришёл в начале нулевых – от давно тридцатилетнего в то время Дмитрия Новикова до только-только ставшего двадцатилетним Сергея Шаргунова).

…Жаль, что прозаики (в отличие от поэтов) почти перестали объединяться в группы, образовывать течения, выпускать колючие манифесты.

В 2001 году мы с Сергеем Шаргуновым – не сговариваясь – заявили о новом реализме. Само понятие уже возникало в тогдашней литературе: и Сергей Казначеев о нём говорил, и Пётр Паламарчук, и Олег Павлов. Мы сказали, наверное, громче (или в подходящий момент), и нас принялись, с одной стороны, поддерживать и к нам присоединяться, с другой – клевать. Дискуссия об этом самом новом реализме длилась больше десяти лет и, по-моему, слегка освежила и на время расшевелила литпроцесс. Следом появились ещё два-три реализма, потом возникли новые традиционалисты. Недавно – Союз 24 февраля, который кто-то назвал напастью, но, считаю, для сюжета, который должен быть в литпроцессе, союз этот закономерен.

Вообще подобных объединений, союзов должно быть, по-моему, больше. Нужны споры одних объединений и союзов друг с другом и внутри себя. Так рождаются новые смыслы, формы, обретают художественность темы, которые есть в жизни, но не ложатся на бумагу в монашеском уединении.

Мне кажется, беда нынешних тридцатилетних, что они идут поодиночке. Их меньше видно, их почти не слышно… Могут возразить, что настоящий талант не останется незамеченным, – неправда, останется, если ему не помочь. А помочь может не столько читатель, издатель, критик, сколько собрат-литератор,

соратник по объединению, течению, союзу.

У нас много отличных пока что тридцатилетних прозаиков. Есть те, кто пишет в схожей манере, берёт схожие типажи, а то и сюжеты. Например, Кирилл Рябов, Евгений Алёхин, Антон Секисов, Серёжа В. Павловский… Или те же новые традиционалисты: Юрий Лунин, Елена Тулушева, Андрей Тимофеев, Алёна Белоусенко, кажется, немного старше заявленной темы замечательная Наталья Мелёхина… Или представители такого очень интересного направления, которому дать определение я сейчас не могу, но общность пишущих вижу: Евгения Некрасова, Александра Шалашова, Иван Шипнигов, Надежда Лидваль... Ну или литература травмы, которую сейчас многие ругают, и, по-моему, напрасно: травмы, незаживающие душевные раны автора издавна были одной из главных, если не главной причиной писать. Оксана Васякина, Ольга Брейнингер, Екатерина Манойло, Вера Богданова, Ислам Ханипаев, Анастасия Сопикова, Дмитрий Гаричев… Реалисты с допущениями и без: Михаил Турбин, Сергей Кубрин, Алиса Ганиева, Павел Селуков, Булат Ханов, Игорь Савельев, Платон Беседин…

В общем, перечислять можно долго. Имён хватает, книг – тем более. Внимания недостаёт.

Когда-то на нас с Шаргуновым очень злились за утверждение: писательство не частное дело. По-моему, теперь оно действительно перестаёт быть частным делом. От этого лично мне не по себе. Чувствую, мы накануне больших событий в литературе. Да и, судя по всему, не только в ней. Ну и, как это часто случается, трагедии и сломы порождают великие произведения. Хороших произведений немало, великих давно не появлялось. Кто-то из нынешних тридцатилетних, верю, их создаст.


Обсудить в группе Telegram

Роман Сенчин

Роман Валерьевич Сенчин (род. 2 декабря 1971, К... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ЛГ- рейтинг

    13.05.2025
  • Сказка с явью грустят наравне

    12.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS