Европейский союз официально утвердил новые санкции против Ирана. Европа намерена «подорвать» газодобычу Ирана. Новые меры аналогичны одобренным недавно США и предусматривают ряд финансово-экономических ограничений для лиц и организаций, связанных с иранской ядерной программой.
Министерство иностранных дел России считает, что набор европейских санкций, а также принятые ранее США ограничительные меры в отношении Ирана «не способствуют нахождению скорейшего политико-дипломатического решения проблемы».
Что же принесут столь решительные меры наказания? Откажется ли Иран в результате от своей ядерной программы? Подтолкнут ли решения ЕС иранское правительство к столу переговоров?..
Увы, перспективы тут не выглядят радужными. Независимые эксперты считают, что меры ЕС одновременно бьют по экономическим интересам Германии, Италии и Франции. Греция, Кипр и Мальта также не в восторге от ограничений захода иранских судов в европейские порты. А ведущий управляющий французской компании Total Кристоф де Маржери и вовсе назвал эти меры «серьёзной ошибкой». «Продолжаю настаивать на том, что эмбарго наносит ущерб населению, – говорит он. – В наши дни слишком многое политизируется. Total подчинится, но данные меры не являются хорошим способом для разрешения разногласий политического характера».
Мало веры в эффект от санкций у Барбары Лохбилер, председателя делегации Европарламента в Иране: «У Ирана есть возможности преодолеть последствия санкций благодаря торговле с посредниками, с соседними странами».
Аналитики считают, что, закрывая Ирану свой рынок, Европа толкает его «в объятия» Китая, который испытывает огромный аппетит в отношении газа. Энергетические богатства Ирана слишком велики, чтобы забыть о них и оставить иранцев «на произвол судьбы», как ООН поступил с той же Зимбабве. Но Европа слишком привыкла петь вторым голосом в дуэте с США и не стремится заглядывать вперёд. Пусть американцы думают, им виднее.
Французский экономист Федерик Бастиа как-то сказал: «Если товары не пересекают границы, то их пересекут армии».
Как соотносятся дополнительные санкции ЕС против энергетического сектора Ирана с призывами к либерализации торговых связей? Генсек НАТО Расмуссен, когда я задала ему этот вопрос, сказал, что противоречия между его призывами к свободному рынку и мерами против Ирана он не видит. Напротив, «акции международного сообщества нацелены на избежание военных мер. Я надеюсь, что политические и дипломатические меры приведут в результате к мирному решению проблемы».
Иранцы, никогда не ищущие слов в кармане, тут же заявили, что «вышвырнут западные компании, затягивающие разработку газовых месторождений» и заменят их отечественными предприятиями.
И уверяют, что у них есть необходимый потенциал и «ноу-хау», чтобы «с лёгкостью заменить иностранные компании отечественными». «Новые санкции, наложенные на Иран, «могут затормозить» ядерную программу, но не остановить», – объявил начальник ядерной программы Ирана Али Акбар Салеи. Он уверен в том, что промышленники найдут пути для того, чтобы поставлять технологии через третьи страны. Тем более что в условиях мирового финансового кризиса западные предприниматели заинтересованы в рынках и не намерены их терять.
Что касается России, то, по мнению многих, она, скорее, выигрывает от мер против иранского энергетического сектора, так как её положение стратегического партнёра Европы в нефтегазовом секторе становится ещё прочнее. Переориентируя рынки технологий, западные фирмы естественным образом обратятся в её сторону.
«Как клиенты иранцы прославились капризностью, поэтому реальные потери России будут невелики, – пишет британский эксперт. – Сближаясь с ЕС, Россия однозначно выигрывает».
Однако дипломатия есть дипломатия. Посол РФ при Евросоюзе Чижов сказал в беседе с корреспондентом «ЛГ», что Россия вообще считает «дополнительные меры ЕС полностью ошибочными», так как меры Совета Безопасности ООН, принятые раньше, достаточны. Так что у России нет обязательств присоединяться к любым другим дополнительным инициативам. К тому же санкции должны быть нацелены на атомную энергетику Ирана, а не на экономику страны в целом. Нужны «умные санкции», предотвращающие превращение Ирана в ядерную державу.
Россия продолжит сотрудничество с Ираном в строительстве Бушерской атомной станции, так как там будет использоваться «лёгкая вода», а не «тяжёлая», необходимая для создания атомного оружия. Российские компании готовы и далее сотрудничать с нефтегазовым сектором Ирана, поскольку он не находится в противоречии с санкциями ООН.
, БРЮССЕЛЬ
P.S. Словом, сразу после того, когда весьма решительные меры против Ирана приняты, европейцы ищут ответ на вопрос: а что будет теперь? Странная, согласитесь, последовательность мысли. Особенно для политики. Кстати, принимались эти решения без всяких консультаций с такими серьёзными странами, как Россия и Китай, от которых очень сильно зависят отношения с Ираном. Этакое традиционное высокомерие, весьма неуместное в нынешнем мире.