Печатается в «ЛГ» с 2003 года
После лондонского саммита «двадцатки», обратившего внимание на деятельность офшоров, появились «чёрные» списки таких зон, и государства смогут теперь применять к ним торговые санкции.
Вопрос: это что же – только теперь проснулись, а раньше не догадывались?
Можно поверить в сказочку, что маленькие и слабенькие государства, понимая, что в реальной экономике конкурировать с более сильными не смогут, придумали себе нишу – будем работать не на «наценке», а на «обороте». С той лишь разницей, что в реальной экономике это доступно самым большим и сильным, например, в торговле – крупным сетям в отличие от мелких лавочек. В мире же виртуальном, где товаром является лишь услуга по регистрации компании, а производить ничего не нужно, возникает нехитрое соревнование: кто будет брать за регистрацию компаний и налогов меньше, чтобы количество польстившихся на такие условия стало побольше.
Всё логично и похоже на правду, но не более, чем сказочка. Ведь идиотов вокруг на самом деле нет.
Для того чтобы всё это заработало, нужно одно условие. А именно: чтобы твою компанию, зарегистрированную в «налоговом рае», допускали к богатствам страны, где ты намерен действовать фактически. То есть чтобы была как минимум одна страна, где у власти всё-таки идиоты. Или предатели и воры, готовые сдать интересы страны и вместе с тобой поделить то, что ты недоплатишь здесь в виде налогов.
А дальше – большая политика. Ведь если предположить, что есть некое «мировое сообщество», искренне заинтересованное во всеобщем прогрессе и процветании, то первые же замеченные случаи появления офшоров и соответственно разворовываемых с их помощью стран должны были жёстко пресекаться всей мощью остальных государств, не заинтересованных в том, чтобы эта ржавчина расползалась по всему миру и разлагала их собственные государства. Но этого не происходило. Почему?
Да ровно потому же, почему, например, Британия в своё время не столько боролась против распространения наркотиков, сколько подсаживала на них Китай, из-за чего, как известно, между Британией и Китаем даже были две «опиумные» войны.
То же и здесь с офшорами. Есть красивая публичная политика ведущих государств мира. Но есть и скрытая составляющая, в которой выкачивание ресурсов у конкурентов через офшоры – один из методов борьбы. И главное. Бизнес, перекачивающий ресурсы в офшоры, подкупает власть страны, где действует, разлагает механизм госуправления и делает государство рыхлым, слабым и не способным к сопротивлению.
Это – общая схема. Но есть среди государств и такие, кто в своей открытости офшорному бандитизму святее даже папы римского. В их числе и «энергетическая держава» Россия.
Суть вопроса легко показать на свежем примере.
По центральным телеканалам прошли репортажи о бедственном положении работников на дальневосточном предприятии «Вольфрам». И вот ведь проблема – спросить (включая невыплату работникам зарплаты) ни с кого нельзя. Ибо собственники предприятия (как нам разъясняли в репортажах) пребывают на Сейшельских островах. Прокуроры, конечно, съездили бы туда, но, во-первых, для этого языки нужны (иностранные), во-вторых – деньги. А в-третьих – всё равно бесполезно. Никаких нарушений тамошних сейшельских законов за этими добрыми «иностранными инвесторами» всё равно не замечено…
В США подобное невозможно, а у нас – запросто. Почему?
Потому что у нас местонахождение (место регистрации) собственников предприятия и его администрации никого не интересует. Вот здесь между Россией и США – да и любым более или менее цивилизованным государством – огромная разница. И не в нашу пользу.
В США заниматься недропользованием может лишь американская компания, зарегистрированная на территории США и полностью подчиняющаяся американским законам. Никаких «офшорок»! У нас же доступ к недрам получают и «офшорки». С кого тут можно спросить?
В США компания-недропользователь (руководство которой у американской юстиции нет нужды разыскивать на Сейшелах) несёт всю полноту ответственности и за нарушения природоохранного законодательства, и за нарушения в сфере трудовых отношений. Более того, прежде чем приступить к работе, компания должна либо внести на депозит существенную сумму обеспечения своей ответственности, либо купить ещё и специальные страховки. У нас же, как известно, простого гражданина можно принудительно обязать платить страховщикам, даже если он до этого двадцать лет ездил без единой аварии. Но корпорацию, тем более иностранную, мы не обижаем – может делать, что хочет. А если что – ищите в офшорах.
Любопытно задаться вопросом: если офшоры – инструмент в руках нынешних лидеров мира, то зачем же эти лидеры затевают борьбу против своего инструмента?
Ответ известен. Это примерно как с моджахедами и «Аль-Каидой». Сначала сами взращивали для борьбы против СССР, а потом… Затем инструмент вырывается из под контроля или, что ещё нетерпимее, другие тоже учатся им пользоваться. Как это сделал Китай, например. Вот здесь – стоп, хватит. С безобразием нужно что-то делать. Разумеется, не радикально – иначе лишишься инструмента. Но – «взять под контроль». Неслучайно по вопросу о том, кто именно будет составлять списки офшоров, были у старых лидеров самые главные конфликты, прежде всего именно с Китаем.
Так, может быть, и Россия теперь как-то использует офшоры не только для самоуничтожения, но и в своих национальных интересах? Увы, подобного не замечено. В таких играх побеждает – или хотя бы просто более или менее достойно играет – лишь тот, кто внутренне собран и высокоорганизован. Тот, у кого предательство национальных интересов жесточайше пресекается, как в Китае или США. Но это явно не про нынешнюю Россию.
Офшорная компания – компания, зарегистрированная в офшорной зоне. Она пользуется льготным налогообложением, но не ведёт существенной деятельности в стране регистрации. В офшорных зонах вовсе не облагают налогом компании, которые занимаются международными финансовыми и экономическими операциями.