Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Нам нужен культ разума

01 января 2007

РЕЗОНАНС

Только что прочитал статью Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», № 1, 2008). И не могу согласиться с его утверждением о необходимости обязательного (а не факультативного!) преподавания Основ православной культуры в средней школе. Как, впрочем, и с последующим предложением других российских конфессий (а эти предложения наверняка возникнут!) о необходимости обязательного (а не факультативного!) преподавания ислама, иудаизма и буддизма. Такой шаг, если он будет сделан, породит лишь межнациональные и межконфессиальные трения. А это нам, я думаю, совсем ни к чему!
Причины возникновения такой инициативы требуют отдельного разговора, я же лишь отмечу: вольно или невольно её появлению активно помогают наши чиновники из Министерства образования и науки. Они до сих пор не могут дать достойную оценку религии, её месту и роли в жизни нашего общества на современном этапе его развития, определить правильный баланс её соотношения с наукой. Нет у них и чёткого понимания того, надо ли преподавать в средней и высшей школах религиозные курсы.
Конечно, церковь за такое преподавание. Но разве мало для этого различных воскресных школ, духовных семинарий и академий, чтобы использовать ещё дополнительно и светскую школу? Уходя от прямого ответа на этот вопрос, высшие чиновники спихивают решение данного вопроса на региональный уровень, на тамошние власти, перекладывают всю ответственность за его решение на них.
И происходит это тогда, когда нынешнее динамичное время неумолимо требует от людей более высокого биологического и социального качества. Последнее означает, в частности, неослабное развитие науки, культуры, образования и вооружённости ими всех и каждого человека в меру его способностей, овладение им высокими технологиями в производстве, высокоточным и эффективным оружием при защите родины, а также современными средствами автоматизации, компьютеризации, информатизации. Поэтому необходимо не снижать, а всемерно повышать всеобщую грамотность населения, особенно научную.
Думаю, что вообще пришла пора ввести по всей стране бесплатное среднее и высшее образование. И принимать в вузы молодых людей без экзаменов. Достаточно будет одного серьёзного собеседования. В процессе обучения все неспособные быстро отсеются. Но зато у каждого будет свой шанс получить высшее образование.
Что же касается Основ православной культуры, то это действительно важный аспект духовной культуры, связанный с развитием религиозной мысли, культовым строительством, художественным творчеством на религиозную тематику, и т.д. Но изучать его углублённо в общеобразовательной школе просто невозможно и нецелесообразно. Это узкая специализация в рамках вузовских предметов по истории религии или культурологии.
Да, конечно, в Основах православной культуры содержится этическая система, но я уверен, что серьёзную нехватку нравственного и морального воспитания школьников, о чём без исключения заботимся мы все, могли бы успешно решить знания по современной этике и эстетике. Их и нужно активно продвигать в общеобразовательную школу в виде обязательных или факультативных предметов.
Ни минуты не сомневаюсь: приход в школу православия вызовет желание у других конфессий сделать то же самое. И что тогда? В таком случае школа может превратиться в поле битвы различных религий, в клуб, где кипят жаркие религиозные страсти, переходящие в конфликты. Нам мало уже имеющихся конфликтов в обществе, чтобы создавать ещё новые?
Всего этого нужно избежать. Отсюда все предметы на религиозную тематику, обязательные и факультативные, должны быть вынесены из общеобразовательной школы и помещены в воскресные, церковно-приходские и другие учреждения. А в светской школе необходимо преподавать историю мировых религий. Выпускник средней школы помимо прочего должен хорошо представлять себе: что такое та или иная религия как форма познания действительности. Как и в связи с чем она возникала и формировалась. Чем отличается от других религий и как взаимодействует с ними.
Ныне наука стала важнейшей производительной силой общества. Именно она задаёт вектор направленности нашего развития, во многом определяет положение того или иного государства в мире. И чем дальше, тем больше. Следовательно, баланс взаимоотношения религии и науки должен быть в пользу последней. 

Владимир ГОНЧАРОВ, доктор философских наук, профессор

Обсудить в группе Telegram

Владимир Гончаров

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS