Только что прочитал статью Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», № 1, 2008). И не могу согласиться с его утверждением о необходимости обязательного (а не факультативного!) преподавания Основ православной культуры в средней школе. Как, впрочем, и с последующим предложением других российских конфессий (а эти предложения наверняка возникнут!) о необходимости обязательного (а не факультативного!) преподавания ислама, иудаизма и буддизма. Такой шаг, если он будет сделан, породит лишь межнациональные и межконфессиальные трения. А это нам, я думаю, совсем ни к чему!
Причины возникновения такой инициативы требуют отдельного разговора, я же лишь отмечу: вольно или невольно её появлению активно помогают наши чиновники из Министерства образования и науки. Они до сих пор не могут дать достойную оценку религии, её месту и роли в жизни нашего общества на современном этапе его развития, определить правильный баланс её соотношения с наукой. Нет у них и чёткого понимания того, надо ли преподавать в средней и высшей школах религиозные курсы.
Конечно, церковь за такое преподавание. Но разве мало для этого различных воскресных школ, духовных семинарий и академий, чтобы использовать ещё дополнительно и светскую школу? Уходя от прямого ответа на этот вопрос, высшие чиновники спихивают решение данного вопроса на региональный уровень, на тамошние власти, перекладывают всю ответственность за его решение на них.
И происходит это тогда, когда нынешнее динамичное время неумолимо требует от людей более высокого биологического и социального качества. Последнее означает, в частности, неослабное развитие науки, культуры, образования и вооружённости ими всех и каждого человека в меру его способностей, овладение им высокими технологиями в производстве, высокоточным и эффективным оружием при защите родины, а также современными средствами автоматизации, компьютеризации, информатизации. Поэтому необходимо не снижать, а всемерно повышать всеобщую грамотность населения, особенно научную.
Думаю, что вообще пришла пора ввести по всей стране бесплатное среднее и высшее образование. И принимать в вузы молодых людей без экзаменов. Достаточно будет одного серьёзного собеседования. В процессе обучения все неспособные быстро отсеются. Но зато у каждого будет свой шанс получить высшее образование.
Что же касается Основ православной культуры, то это действительно важный аспект духовной культуры, связанный с развитием религиозной мысли, культовым строительством, художественным творчеством на религиозную тематику, и т.д. Но изучать его углублённо в общеобразовательной школе просто невозможно и нецелесообразно. Это узкая специализация в рамках вузовских предметов по истории религии или культурологии.
Да, конечно, в Основах православной культуры содержится этическая система, но я уверен, что серьёзную нехватку нравственного и морального воспитания школьников, о чём без исключения заботимся мы все, могли бы успешно решить знания по современной этике и эстетике. Их и нужно активно продвигать в общеобразовательную школу в виде обязательных или факультативных предметов.
Ни минуты не сомневаюсь: приход в школу православия вызовет желание у других конфессий сделать то же самое. И что тогда? В таком случае школа может превратиться в поле битвы различных религий, в клуб, где кипят жаркие религиозные страсти, переходящие в конфликты. Нам мало уже имеющихся конфликтов в обществе, чтобы создавать ещё новые?
Всего этого нужно избежать. Отсюда все предметы на религиозную тематику, обязательные и факультативные, должны быть вынесены из общеобразовательной школы и помещены в воскресные, церковно-приходские и другие учреждения. А в светской школе необходимо преподавать историю мировых религий. Выпускник средней школы помимо прочего должен хорошо представлять себе: что такое та или иная религия как форма познания действительности. Как и в связи с чем она возникала и формировалась. Чем отличается от других религий и как взаимодействует с ними.
Ныне наука стала важнейшей производительной силой общества. Именно она задаёт вектор направленности нашего развития, во многом определяет положение того или иного государства в мире. И чем дальше, тем больше. Следовательно, баланс взаимоотношения религии и науки должен быть в пользу последней.
, доктор философских наук, профессор