Хочу напомнить участникам полемики (протоиерею Ходанову и профессору Гончарову), что мы, учителя, руководствуемся в своей учебно-воспитательной работе ещё и «Конвенцией о правах ребёнка» (1989). В этом документе сказано, что родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка, а государство (в лице педагогов, воспитателей) должно поддерживать их в этом. Родители определяют право ребёнка на свободу совести. В то же время международное право не разрешает навязывать кому-либо насильно религиозные взгляды.
Да, Церковь констатирует упадок духовности в обществе, объясняя таким образом необходимость введения Основ православной культуры в школе. Действительно, уровень духовности людей за время проведения реформирования российской государственности упал. Это факт. Но разве в этом виновата школа? Нет. Бездуховными люди становятся за пределами школы. Кто выплёскивает на молодёжь безнравственность, насилие, ложь, халтуру от шоу-бизнеса, осуществляет подмену добра злом? Это делают СМИ («Литгазета» – исключение!) В таком случае Церковь в целях поднятия духовности населения выбрала для своего воздействия не тот объект. Не на школу нужно направить усилия Церкви, а на средства массовой информации.
Протоиерей Ходанов утверждает, что наука исследует мир естественный, а религия – мир духовный. Правильно ли это? Одно дело – подразумевать под духовностью веру, другое – весь комплекс духовности членов общества. Разве гуманитарные науки не исследуют духовный мир человека?
Что касается учительства, то в государственных образовательных учреждениях сейчас работают замечательные специалисты своего дела, подвижники, любящие детей, много кандидатов и докторов наук. Среди них есть атеисты и верующие. За последнее время всё больше к нам в школу возвращаются бывшие выпускники, работают педагогами. И это нас очень радует. Все учителя едины в реализации государственной программы по подготовке и воспитанию высоконравственных, культурных и образованных членов нашего общества.
, учитель, кандидат юридических наук