В преддверии открытия церкви Сурб Карапет корреспондент газеты «Новое время» Валерий Гаспарян специально для «ЛГ» побеседовал с председателем Союза армян Якутска Хореном СААКЯНОМ.
– Хорен Арташесович, на протяжении почти полутора десятков лет вы возглавляете общественную организацию Союз армян города Якутска, которую сами же и создали. Как вы оказались в Якутске, какова история возникновения армянской общины?
– В Якутск я приехал в 1984 году. Здесь жил мой родной дядя. Поступил в Якутский государственный университет, а через месяц уехал служить в армию – в Читинскую область. Отслужив, вновь вернулся в Якутск, окончил учёбу и открыл свой бизнес – строительную фирму. В 2001 году создали общину, основали общественную организацию Союз армян города Якутска. Наша община насчитывает пять тысяч человек. В основном армяне приехали сюда в начале 60-х годов. Большинство из них занимаются строительством. За этот период нами было сделано немало. После землетрясения и во время карабахской войны наша община неоднократно посылала помощь как в зону бедствия, так и в Нагорный Карабах. В самом Якутске построили армянский сквер, сейчас вот возвели армянскую церковь… Можно сказать, мы здесь осели надолго.
– В чём и в каких конкретно мероприятиях и делах выражается помощь Союза армян Якутска жителям республики?
– Это вполне естественно, что армянская община принимает самое активное и не разовое участие в жизни Якутска. В частности, когда было наводнение в городе Ленске, армяне очень активно участвовали в оказании помощи – было собрано много тёплых вещей, продуктов для пострадавших. Строительные организации, которые возглавляют армяне, неоднократно приходили на помощь в восстановительных работах. Мы также активно участвуем во всех акциях, направленных на поддержку детей из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей Якутска.
Многие из наших земляков здесь занимаются благотворительностью. Естественно, это наша благодарность республике за то, что в трудные для Армении годы – после землетрясения, во время карабахских событий – здесь очень хорошо приняли нас, армян. Естественно, мы и стараемся в какой-то мере воздать должное местному населению. Не будем забывать, что армяне, в какой бы стране ни жили, они всегда старались принести пользу этому государству. То есть здесь мы не живём исключительно по принципу – что-то купил-продал, что-то заработал, а стараемся ещё и блага созидать своим трудом. И поэтому наши соотечественники здесь – уважаемые люди.
– Насколько известно, по вашей инициативе в 2002 году община разбила сквер на берегу озера Талое, установила там Хачкар, доставленный из Армении. Как это восприняли наши соотечественники и жители республики? Содействовали ли эти инициативы сближению народов, различных культур?
– Да, естественно. К примеру, этот армянский скверик мы создали на совершенно безлюдном месте – на болоте. Сделали в помощь не только самой общине, но и республике – к 370-летию города Якутска. Все соотечественники откликнулись на наш призывный клич. Кто транспортом помог, кто техникой, кто стройматериалом, кто рабочей силой, кто деньгами… И вот сегодня это одно из красивейших мест города.
– Одним из наиболее амбициозных планов общины можно считать строительство армянской церкви в Якутске. Как возникла эта идея и насколько сложно было реализовать столь грандиозный план? Какие проблемы при этом приходилось преодолевать?
– Одной из первых идей было то, что у нас в Якутске много смешанных браков, совместных семей, браков армян и русских, армян и якутов. Естественно, мы старались, чтобы вот эти дети чувствовали себя армянами, стали армянами. Крещение в церкви, различные национальные обряды, служба – всё это могло бы нам помочь в этом вопросе. Мы же знаем, что на протяжении веков церковь была символом не только веры, но и сплочения армян, символом образования и культуры. Ведь и школы находились при церквях, и университеты. Церковь была самой главной собирающей точкой для армян. Вот и решили около церкви и школу построить…
В общем, строили мы всё это на деньги общины. Весь камень внутренней и внешней отделки привезли из Армении. Естественно, привезти всё это в такую даль было достаточно трудно, по два-три месяца груз до нас доходил. Работать здесь можно всего пять месяцев в году. Поскольку уже в сентябре минусовая температура, невозможно продолжать строительство. Работать приходилось максимум четыре-пять месяцев в году. Иными словами, мы за четыре года проделали годовую работу.
Да и потом, это же первая церковь, которая стоит на сваях. В вечной мерзлоте мы забивали сваи на глубину 12 метров, и лишь потом заливали фундамент. Да и строили на местности, где раньше было болото. Но всё это уже позади. Сегодня освоенное нами пространство напоминает рай…
– Во время проектирования и строительства вы контактировали с Эчмиадзином, представителями ААЦ?
– Естественно, когда у нас возникла идея церкви, мы стали советоваться с владыкой Езрасом. Он из Москвы отправил нам макет. Но проект был рассчитан для тёплых условий. Так что его пришлось отдать в проектный институт, чтобы там привели в соответствие с нашими якутскими реалиями. А когда первые сваи забивали, мы пригласили владыку Езраса, чтобы он освятил закладку церкви. Сейчас он снова прилетает – теперь уже проведёт чин освящения возведённого храма.
– А в какую сумму обошлось общине строительство церкви?
– Конкретно пока трудно сказать. Но в целом – больше ста миллионов рублей. При этом, не считая рабочую силу. Наша община привозила бригаду мастеров из Гюмри. Остальных строителей каждая организация направляла на работу – по два-три человека ежедневно. Они помогали делать бетонные и другие работы.
– Что для вас лично символизирует день открытия армянской церкви в Якутске ?
– Когда мы в общине обсуждали идею построения церкви, я всегда говорил: «Ребята, нам просто повезло, что мы возводим храм. До нас здесь жили люди, которые гораздо крепче стояли на ногах, но им не довелось сделать это. А вот нам повезло устроить самый светлый праздник всех времён для армян Якутска»…
– В чём проявляется связь якутских армян с Арменией? Ощущает ли община поддержку родины и в чём это выражается? Будут ли в дальнейшем расширяться эти связи и, на ваш взгляд, в каком направлении?
– Я считаю, что здесь акценты должны быть расставлены по-другому. Мы не должны ожидать, что Армения может сделать для нас, а спрашивать себя, что мы в состоянии сделать для родины. Мы же все отлично осознаём, в каком состоянии находится наша страна. Вот поэтому-то сами обязаны чем-то помочь ей. Естественно, после завершения строительства церкви в основном начнём думать и готовить конкретные проекты, которые будут реализовываться в самой Армении…
Министр диаспоры Грануш Акопян уже отправила нам книги. Она также сказала, что, когда будет закончено строительство школы, она отправит нам учителей. Мы хотим, чтобы проходили три предмета – армянский язык, армянскую литературу, армянскую историю и чтобы эти предметы в воскресной школе проходили в обязательном порядке…
Когда мы начинали формировать общину, встречались в гаражах, где проводили наши собрания. А сейчас новое поколение будет проводить свои общественные мероприятия в благоустроенных помещениях и офисах. В общественно-культурном центре есть зал заседаний. Можно приглашать знаменитых людей Якутии, постоянно лоббировать свои интересы. Чтобы люди, которые будут здесь баллотироваться – и президент, и депутаты, – считались с нашими голосами. Это очень важный момент.
– Как вы думаете, ваши дети и внуки будут жить в Якутске или станут основателями новых армянских общин – «на другом краю земли»? Как вы к этому отнесётесь и соотносится ли это с историей армянского народа, генетическим кодом и ментальностью армян?
– Вы знаете, у меня мечта – вернуться в Армению. Вот каждый Новый год, когда из Якутска все отправляются отдыхать в тёплые края, я приезжал в свою родную деревню. Для меня это самое сказочное и лучшее место на земле. Так что мечта у меня – чтобы мои дети вернулись на родину. Каждый человек должен жить на родине. Но если у них так получится, что будут жить в другом месте, то, естественно, пусть сплачиваются, собирают вокруг себя соотечественников и единомышленников, пусть создают общины. Но главной целью всех этих общественных организаций, общин должна быть защита интересов родины. И надо всегда думать о своей исторической родине…