Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Нами правят невидимки»

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Эдвард Бернейс. Пропаганда / Пер. с англ. – М.: Hippo Publishing, 2010. – 166 с.

На обложке книги под фамилией автора значится – «создатель современного PR». К этому можно добавить, что книга, вышедшая в далёком уже 1928 году, является классикой в данной области. А бесчисленные труды на эту тему, в том числе и самые новые, лишь уточняют и развивают идеи и положения «Пропаганды» Бернейса, который, кстати, является племянником отца психоанализа Зигмунда Фрейда.

Если коротко, книга рассказывает о том, каким образом правительства и корпорации контролируют мысли и действия отдельных граждан. И как они управляют общественным сознанием. Как доказывает «Пропаганда», формирование и контроль общественного мнения достигаются общими способами в политике, бизнесе, искусстве, образовании и науке. Скрыться от них, спрятаться в современном мире невозможно.

Вот что пишет об этом сам автор. «Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в стране.

Нами правят, наше сознание программируют, наши взгляды предопределяют, наши идеи нам предлагают – и всё это делают в основном люди, о которых мы никогда не слыхивали. Таков логичный результат организации нашего демократического общества».

Невидимое правительство, люди, о которых никто никогда и не слыхивал, решают, за кого граждане будут голосовать, какие решения они примут по общественным и даже личным вопросам, что они купят на рынке, какой фильм будут смотреть… И так далее. И делают они это с помощью пропаганды и рекламы.

«Предполагалось, – пишет Бернейс, – что всеобщая грамотность нужна для того, чтобы научить обывателя контролировать окружающую среду. Овладев чтением и письмом, он овладеет возможностью управлять – так гласила демократическая доктрина. Но всеобщая грамотность дала человеку не разум, а набор штампов из рекламных слоганов, передовиц, опубликованных научных данных, жвачки жёлтых листков и избитых исторических сведений – из всего чего угодно, только не из оригинальности мышления. У миллионов людей этот набор штампов одинаков, и если на эти миллионы воздействовать одним и тем же стимулом, отклик тоже получится одинаковый».

С тех пор как написаны эти строки, пропаганда и реклама получили в своё распоряжение куда более мощные и совершенные механизмы – телевидение и Интернет. Однако суть деятельности осталась прежней.

Надо особо отметить, что Бернейс вовсе не ставит своей целью разоблачение пропаганды для отказа от неё или замены её какими-либо иными механизмами. Он уверен, что это единственный способ внести порядок в хаос демократического общества, к тому же становящегося с каждым годом всё сложнее. «Пропаганда будет жить вечно. И разумный человек должен понимать, что пропаганда, по сути, – современный инструмент, с помощью которого можно бороться за плодотворный труд и привносить порядок в хаос», – заключает он. Можно, конечно, но у неведомых хозяев зачастую вовсе иные цели… И как быть тогда?

Татьяна ДМИТРИЕВА

Обсудить в группе Telegram

Татьяна Дмитриева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS