Пропаганда / Пер. с англ. – М.: Hippo Publishing, 2010. – 166 с.
На обложке книги под фамилией автора значится – «создатель современного PR». К этому можно добавить, что книга, вышедшая в далёком уже 1928 году, является классикой в данной области. А бесчисленные труды на эту тему, в том числе и самые новые, лишь уточняют и развивают идеи и положения «Пропаганды» Бернейса, который, кстати, является племянником отца психоанализа Зигмунда Фрейда.
Если коротко, книга рассказывает о том, каким образом правительства и корпорации контролируют мысли и действия отдельных граждан. И как они управляют общественным сознанием. Как доказывает «Пропаганда», формирование и контроль общественного мнения достигаются общими способами в политике, бизнесе, искусстве, образовании и науке. Скрыться от них, спрятаться в современном мире невозможно.
Вот что пишет об этом сам автор. «Сознательное и умелое манипулирование упорядоченными привычками и вкусами масс является важной составляющей демократического общества. Приводит в движение этот невидимый общественный механизм невидимое правительство, которое является истинной правящей силой в стране.
Нами правят, наше сознание программируют, наши взгляды предопределяют, наши идеи нам предлагают – и всё это делают в основном люди, о которых мы никогда не слыхивали. Таков логичный результат организации нашего демократического общества».
Невидимое правительство, люди, о которых никто никогда и не слыхивал, решают, за кого граждане будут голосовать, какие решения они примут по общественным и даже личным вопросам, что они купят на рынке, какой фильм будут смотреть… И так далее. И делают они это с помощью пропаганды и рекламы.
«Предполагалось, – пишет Бернейс, – что всеобщая грамотность нужна для того, чтобы научить обывателя контролировать окружающую среду. Овладев чтением и письмом, он овладеет возможностью управлять – так гласила демократическая доктрина. Но всеобщая грамотность дала человеку не разум, а набор штампов из рекламных слоганов, передовиц, опубликованных научных данных, жвачки жёлтых листков и избитых исторических сведений – из всего чего угодно, только не из оригинальности мышления. У миллионов людей этот набор штампов одинаков, и если на эти миллионы воздействовать одним и тем же стимулом, отклик тоже получится одинаковый».
С тех пор как написаны эти строки, пропаганда и реклама получили в своё распоряжение куда более мощные и совершенные механизмы – телевидение и Интернет. Однако суть деятельности осталась прежней.
Надо особо отметить, что Бернейс вовсе не ставит своей целью разоблачение пропаганды для отказа от неё или замены её какими-либо иными механизмами. Он уверен, что это единственный способ внести порядок в хаос демократического общества, к тому же становящегося с каждым годом всё сложнее. «Пропаганда будет жить вечно. И разумный человек должен понимать, что пропаганда, по сути, – современный инструмент, с помощью которого можно бороться за плодотворный труд и привносить порядок в хаос», – заключает он. Можно, конечно, но у неведомых хозяев зачастую вовсе иные цели… И как быть тогда?