О публикациях в 8 и 9 номерах журнала рассказывает его соредактор Андрей АРЬЕВ
В каждом из номеров «Звезды» помимо традиционных для всех толстых литературных журналов разделов «Поэзия» и «Проза» хватает места для историко-культурных материалов из отечественных и зарубежных архивов. Так, в августовском номере помещена подготовленная петербургскими исследователями Н.И. Крайневой, М.Г. Козыревой и А.Я. Разумовым переписка Льва Гумилёва с Анной Ахматовой за 1950–1954 годы, т.е. за то время, когда сын А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёва снова оказался за советской колючей проволокой. Все письма подробно комментируются, окончание публикации (письма следующих лет) готовится к первым номерам следующего, 2008 года. К 50-летию со дня смерти филолога Б.В. Томашевского публикуются воспоминания о нём его дочери Зои Томашевской, лингвиста А.А. Реформатского, а также этюд Е.М. Хмелевской «Как я везла рукописи Пушкина». В разделе «Мемуары ХХ века» публикуются «Запоздалые воспоминания» живущей сейчас в Праге Эвелины Меровой, одной из немногих до сих пор остающихся на этом свете в живых узниц Освенцима. В сентябрьском номере «Звезды» в том же разделе Елена Петрова-Водкина, дочь художника, в обширном очерке «Прикосновение к душе» рассказывает на основании семейного архива о его жизни, работе, об отношениях с окружающим миром (на внутренней стороне обложки № 9 напечатана фотография 1926 г. К.С. Петрова-Водкина с дочерью). Тема исторической памяти как фундамента для понимания событий настоящего – одна из доминирующих в «Звезде». В № 9 петербургский историк И.Л. Архипов в статье «А.И. Шингарёв – «обходительный» либерал» рассказывает о деятеле кадетской партии, депутате Государственной Думы и министре Временного правительства, беспощадно убитом «революционными матросами» 6 января 1918 года – на следующий день после разгона большевиками Учредительного собрания – в больничной палате. О событиях, на наших глазах становящихся историческими («бронзовая ночь» в Эстонии, демонтаж российской экспозиции в Освенциме, захоронения советских, польских, немецких участников Второй мировой войны), пишет Юлия Кантор в очерке «Диалог с прошлым. Кто не забыт и что не забыто?» (№ 9). В «Звезде» есть авторы, ведущие самостоятельные рубрики и соответственно публикующие в них то, что они хотят. Такая свобода даётся не эпизодическим для журнала персонажам, а тем, с кем редакция находится в постоянном творческом содружестве. Уже несколько лет подряд каждый номер журнала завершается рубрикой «Печатный двор», которую ведёт С. Гедройц. В миниатюрных рецензиях, написанных с художественной выразительностью, не уступающей образцам изящной словесности, С. Гедройц населяет свою рубрику живыми фигурами современной нам литературы. В последних двух номерах он пишет о привлёкших общее внимание книгах Наума Коржавина, Юлии Латыниной… Но важно и другое: автор «Звезды» вводит в круг нашего чтения книги, которые могут остаться незаслуженно обойдёнными вниманием во взбаламученном море современной книжной продукции, такие, например: Л. Гуревич, «Художники ленинградского андеграунда: Биографический словарь», Раиса Кирсанова, «Павел Андреевич Федотов», С.Л. Франк, «Саратовский текст», В.Ф. Одоевский, «Кухня: Лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук, о кухонном искусстве»… В чётных номерах «Звезды» рубрику «Философский комментарий» ведёт Станислав Яржембовский. В эссе «Меандры реки времён» (№ 8) он рассказывает о Юнге и неоплатониках. Задача современного человека, по Яржембовскому, всё та же, что была на заре христианства: «Духа не угашайте!» На нечётные номера падают рубрики «Уроки изящной словесности» и «Из города Энн». Обе ведут живущие сегодня в США филологи А.К. Жолковский и Омри Ронен. Задача Жолковского – дать скрупулёзный анализ одного из стихотворений, выбранных им из русской поэзии. В № 9 он раскрывает смысловые и стилистические богатства скромного на первый взгляд стихотворения Георгия Иванова «Луны начищенный пятак…». Омри Ронен ведёт свою рубрику в «Звезде» не первый год (из неё уже получились две изданные «Звездой» книги: «Из города Энн», 2005, и только что вышедшая «Вторая книга из города Энн» – «Шрам»). В № 9 Ронен в очерке «Кащей» возвращается к теме, которая сделала его известным в филологическом мире, – к Осипу Мандельштаму. Есть в нечётных номерах и рубрика москвичей – Ольги и Владимира Новиковых: «Дневник двух писателей». В сентябрьском выпуске журнала они размышляют о феномене рыночной «тривиальной литературы». Её популярность основана, по мнению Новиковых, на педалированной эксплуатации основных человеческих чувств «на одну букву»: Секс. Страх. Смерть. Это как раз те самые чувства, о которых много размышляет, но редко показывает напрямую серьёзное искусство. Но обратимся к самому искусству – к поэзии и прозе. В августовском номере «Звезда» публикует первый (и на сегодняшний день последний) роман петербургского поэта Алексея Шельваха «Приключения англичанина». Его написание сопутствовало жизни автора на протяжении десятилетий и наконец завершено – в журнальном пока что формате. В том же номере опубликованы «записки спасателя» Станислава Божко – под заглавием «Уйти и вернуться». Тема – современные события в Чечне – пересказу не подлежит. В сентябрьском номере «Звезды» с прозой выступает один Николай Крыщук. Его повесть «Три доли» публикуется как раз к 60-летию автора. Герой повести – человек, с юных лет презирающий навязываемые ему взрослым миром условности. Николаем Крыщуком даются три варианта, три ответа на обусловленные детством вопросы. Поэзия в «Звезде», как всегда, разнообразна. В августовском номере – стихи Олега Юрьева (Франкфурт-на-Майне), Дмитрия Румянцева (Омск), Василия Ковалёва (Петербург), Ксении Дьяконовой (Барселона), Нины Гейдэ (живёт где-то в Дании)… В сентябрьском – стихи Михаила Яснова и Валерия Трофимова (Петербург), Лидии Григорьевой (Лондон), Сергея Штурца (Берлин).