Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Напускная строгость

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика: Научная монография / Под общей редакцией М.И. Жабского. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 536 с. – 800 экз.

В 1960-е годы возникла особая научная дисциплина – социология кино. Её первопроходцы проводили конкретно-эмпирические исследования среди зрителей, поклонников любимого искусства миллионов. Строго говоря, она не являлась самостоятельной разновидностью науки, а представляла собой один из элементов такого сложного, многопрофильного, пронизанного замысловатыми внутренними связями объекта, как кинематографическая жизнь. Она изучала явления в сфере кино под углом зрения взаимодействия создателей фильмов и зрителей, их общение. Впрочем, в научном языке последний термин был заменён на более изысканный – «коммуникация».

Обо всём этом рассказывается в научной монографии «Кинематограф – зеркало или молот?», подготовленной коллективом сотрудников НИИ киноискусства под общей редакцией М.И. Жабского. Книга имеет подзаголовок «Кинокоммуникация как социокультурная практика».

Человеку стороннему может показаться простой если и не сама наука, то по крайней мере её методология. На самом деле это далеко не так. Поскольку в кино происходят многообразные явления, то и методология их изучения весьма причудлива, порой весьма неожиданна, сложна. В сборнике объясняется, под каким углом зрения социология рассматривает аспекты внутренних связей киномира, и особенно специфику общения создателей фильмов и зрительской аудитории.

Сборник не пытается объять необъятное. Читатели не получат однозначного ответа о плюсах и минусах оптимальной методологии. Слишком много факторов приходится учитывать при выборе способа изучения той либо иной проблемы.

Всё же проблем в сборнике затронуто достаточно большое количество. Основная из них вынесена в заголовок – зеркало или молот. Призвано кино просто отобразить окружающую действительность или оно обязано преобразовывать её.

Здесь много цифр и наукообразных терминов. Тем не менее сборник читается с большим интересом. Он напоминает мудрого, чем-то озабоченного человека, который со стороны может показаться слишком строгим. На самом же деле за сердитой внешностью скрывается доброе, отзывчивое сердце.

Александр ХАНОВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Ханов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Классики Очевидец Эпоха и лица
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS