Кинематограф – зеркало или молот? Кинокоммуникация как социокультурная практика: Научная монография / Под общей редакцией М.И. Жабского. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 536 с. – 800 экз.
В 1960-е годы возникла особая научная дисциплина – социология кино. Её первопроходцы проводили конкретно-эмпирические исследования среди зрителей, поклонников любимого искусства миллионов. Строго говоря, она не являлась самостоятельной разновидностью науки, а представляла собой один из элементов такого сложного, многопрофильного, пронизанного замысловатыми внутренними связями объекта, как кинематографическая жизнь. Она изучала явления в сфере кино под углом зрения взаимодействия создателей фильмов и зрителей, их общение. Впрочем, в научном языке последний термин был заменён на более изысканный – «коммуникация».
Обо всём этом рассказывается в научной монографии «Кинематограф – зеркало или молот?», подготовленной коллективом сотрудников НИИ киноискусства под общей редакцией М.И. Жабского. Книга имеет подзаголовок «Кинокоммуникация как социокультурная практика».
Человеку стороннему может показаться простой если и не сама наука, то по крайней мере её методология. На самом деле это далеко не так. Поскольку в кино происходят многообразные явления, то и методология их изучения весьма причудлива, порой весьма неожиданна, сложна. В сборнике объясняется, под каким углом зрения социология рассматривает аспекты внутренних связей киномира, и особенно специфику общения создателей фильмов и зрительской аудитории.
Сборник не пытается объять необъятное. Читатели не получат однозначного ответа о плюсах и минусах оптимальной методологии. Слишком много факторов приходится учитывать при выборе способа изучения той либо иной проблемы.
Всё же проблем в сборнике затронуто достаточно большое количество. Основная из них вынесена в заголовок – зеркало или молот. Призвано кино просто отобразить окружающую действительность или оно обязано преобразовывать её.
Здесь много цифр и наукообразных терминов. Тем не менее сборник читается с большим интересом. Он напоминает мудрого, чем-то озабоченного человека, который со стороны может показаться слишком строгим. На самом же деле за сердитой внешностью скрывается доброе, отзывчивое сердце.