Арт-терапия – это направление искусства, которое помогает лучше адаптироваться к реальной жизни. В последние годы оно стало очень популярным и используется для работы почти с любыми категориями пациентов, но наиболее успешно – среди детей, особенно тех, которых обтекаемо называют «проблемными», или «нестандартными».
Результаты такой работы демонстрировались весь февраль в центре эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках выставки «Каждый ребёнок – художник. Мария Дрезнина и её ученики». Организатор выставки Мария Дрезнина, а также сотрудники Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский» поделились опытом арт-терапевтической работы в рамках круглого стола «Реабилитационные возможности арт-терапии» и провели мастер-класс для коллег, желающих освоить их методики.
Количество детей, которым требуется помощь специалистов, в наше сумасшедшее время очень велико, и, по словам Марии Дрезниной, арт-терапия является одним из лучших методов, потому что полностью отвечает главной заповеди врачевания – «не навреди». За год занятий ребята, которые не умели говорить, научились проводить экскурсии по музею, и дело тут не только в давно доказанной связи мелкой моторики рук с развитием речи. Что же касается психологических и социальных проблем, здесь поле деятельности даже обширнее, так как со сложностями адаптации в коллективе сталкиваются не только «особенные» дети, но и те, кто на первый взгляд ничем не отличается от сверстников. Занятия по арт-терапии помогают диагностировать проблемы взаимоотношений в детском коллективе и исподволь решать их. Во время занятий ребят учат и основам художественного ремесла, и умению чувствовать и понимать изображаемое, а это лучше даётся именно непопулярным среди сверстников ребятам. Например, в игре «Придумай характер линии» часто активизируются молчаливые дети, голоса которых педагог до этого буквально не слышал.
Особенность выставки «Каждый ребёнок – художник» в том, что проблемы её участников не афишируются. Работы обычных детей (в том числе и картины самой Марии Дрезниной, написанные, когда она была ровесницей своих нынешних учеников) и «сложных» находятся рядом, как и сами ребята во время занятий. Это не только дань названию, но и терапевтический принцип, имеющий немалое лечебное воздействие.
В день закрытия выставки прошла символичная художественная акция «Дорога детства». В ходе подготовки к ней дети и взрослые рисовали на огромном картоне собственный мир, а затем эти миры соединились на стенах «Мусейона».